«И перевернул города эти и всю окрестность, и всех жителей городов сих и растительность земли» (Берешит 19:25).
«Небеса эти, небеса — Господу, а землю Он отдал сынам человеческим» (Тэилим 115:16).
Как правило, Всевышний не вмешивается прямым и явным образом — с помощью чудес и знамений — в ход исторических событий. «…а землю отдал сынам человеческим» — Он ждет, что люди сами достигнут Небес по завершении жизни на земле, и тогда Он воздаст им должное.
Потоп был экстраординарным Б-жественным вмешательством, однократным, когда деградация человечества достигла недопустимых масштабов. И обещано, что второго потопа не будет.
Но грех Сдома был не так ужасен. «Вот в чем было беззаконие сестры твоей Сдом: гордость, пресыщение хлебом, праздность была (свойственна) ей и дочерям ее, и руки бедного и нищего она не поддерживала» (Йехезкель 16:49).
И что? Есть несколько скряг, скупых людей со злым сердцем. Что здесь такого страшного? Но в этом случае Всевышний не обещает, что подобная кара не повторится.
Почему всё-таки Сдом был разрушен?
Ответ на этот вопрос я получил случайно. Несколько десятилетий назад была организована масштабная акция протеста — против вскрытия тел умерших, и гаон раби Йехиэль-Михл Файнштейн[1] выступал там. Он упомянул Гмару в трактате Хулин (92 б), где сказано, что различные народы творят разнообразные мерзости, но и у них есть «красная черта», которую они не переступают. Даже каннибалы, племена, которые питаются человечиной, не торгуют человеческим мясом на рынке.
О чем идет речь? Даже самый страшный злодей в глубине сердца стыдится своих поступков. Он не станет узаконивать их, не будет преступать закон публично.
В этом-то и был грех Сдома и весь ужас тамошнего жизненного уклада: его жители узаконили преступление, официально утвердили «законы Сдома» — публично и во всеуслышание. Это было недопустимо. За это Сдом и был разрушен.
Здесь есть над чем поразмыслить. Если человек, не дай Б-г, не соблюдает кашрут, это — его отношения с Творцом. Пусть Б-г поможет ему совершить тшуву (раскаяться и вернуться к соблюдению Закона). Но разрешить открывать магазины, торгующие некашерным мясом, на улицах города или легализовать импорт различных моллюсков («даров моря») для пищевого применения, или официально, на уровне мэрии, например, поддержать акции по нарушению субботы… Нет уж, только не здесь. Не на Святой Земле!
В истории Сдома — урок для каждого человека. Некоторые из нас нечаянно совершают тот или иной грех. Не могут удержаться от злословия или пропускают время, которое установили себе для изучения Торы. Важно не поддаться соблазну превратить это в постоянную практику и не начать утверждать, будто здесь нет ничего запретного или что требования Закона невыполнимы. Ведь поступить так — означает уподобиться жителям Сдома, превратившим преступление в закон и обычай! (Маайан а-Шавуа)
[1] Рав Йехиэль-Михл Файнштейн (5667-5763 /1907-2003, Российская империя, Литва, Япония. США, Израиль) — выдающийся раввин, глава колеля «Ешиват Бейт Йеуда» в Тель-Авиве, а затем в Бней-Браке.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.