«И принесли жертву свою пред Господом: шесть крытых повозок и двенадцать быков, — по повозке от двух начальников и по одному быку от каждого…» (Бемидбар 7:3).
Святая Книга Зоар отмечает, что слово «Тора» связана со словом «ораа» — «указание», «преподавание». Тора — наставление и инструкция, и нет в ней ни одного раздела, из которого нельзя было бы извлечь ценный урок, правило поведения и практический закон. «Ибо я преподал вам доброе учение (урок)» (Мишлей 4:2): Тора — это книга, из которой можно извлечь все добрые уроки!
В нашей недельной главе рассказывается о дарах от начальников колен Израиля в день, когда был помазан жертвенник Мишкана (переносного Храма). Каждый из глав колен принес серебряное блюдо, серебряную кропильницу, золотую ложку, наполненную благовониями, а также жертвенных животных для всесожжения, искупительной жертвы и мирной жертвы.
Однако в начале этого раздела сказано: «И принесли жертву свою пред Господом: шесть крытых повозок и двенадцать быков, — по повозке от двух начальников и по одному быку от каждого…». Эти повозки были отданы левитам, чтобы те могли с их помощью перемещать Мишкан.
Интересно. Жертва была индивидуальной — каждый из начальников приносил своих жертвенных животных. То есть, их служение Б-гу было индивидуальным. Но повозка, предназначенная для груза, для «несения бремени», была общей: «по повозке от двух начальников». Каждые два быка тянули одну повозку.
Чему это может нас научить? У каждого рода — своя традиция и свое служение, но, тем не менее, «вместе колена Израиля» (см. Дварим 33:5). Начальники колен собираются вместе и несут общее бремя, объединяя усилия, т. к. ощущают свою ответственность перед всей общиной. Ведь у всех одна цель и одно направление — идут, куда ведет Всевышний, идут за облачным столпом, движущимся перед станом Израиля.
Когда они действуют в единстве, сотрудничают — с ними Шхина (Б-жественное присутствие), как говорит Рабейну Сфорно: «“по повозке от двух начальников” — в знак братства между ними, ибо благодаря этому они удостаиваются того, чтобы Шхина пребывала с ними».
Как сказано: «И был в Йешуруне царь (намек на Шхину), когда собирались главы народа вместе…» (Дварим 33:5). А в противоположном случае (Ошеа 10:2): «Разделено сердце их — будут они теперь осуждены: сокрушит жертвенники их и памятные камни их разобьет он (враг)» (Бэха Батахну).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.