Темы: Песах, Седер Песах, Оцарот, Рассказы, Отношения с людьми
«Вот хлеб бедности[1]…» Хамец (квасное) во всех его «проявлениях» символизирует излишества и роскошь. А маца, хлеб бедности, символизирует способность довольствоваться малым.
Возникает вопрос: если нужно воздерживаться от излишеств, почему мы едим хамец весь год? А если разрешено наслаждаться ими, почему воздерживаемся от квасного в Песах?
Ответить на этот вопрос поможет следующая притча. Полицейский поймал вора и пристегнул его к себе наручником. Прохожие, видя это, неодобрительно качали головой.
Вор, поняв, что его осуждают, оскорбился и заявил:
— Думаете, это я к нему пристегнут? Это он ко мне пристегнут!
Прохожие посмеялись:
— А ты попробуй освободиться от него, тогда поверим!
Смысл притчи таков. Разрешено наслаждаться излишествами и роскошью, но только при условии, что мы не станем их рабами. Мы должны властвовать над ними, а не они над нами.
Как это проверить? Это станет ясно, если мы сможем по-настоящему отказаться от них, обойтись без них. Доказывая себе, что мы способны отказаться в Песах от квасного, символизирующего излишества, мы удостоверяемся, что именно мы пока являемся «господами положения», а не наше стремление к излишествам.
Автор книги «Бейт Исраэль», праведный раби Исраэль из Гуры любил курить. Однажды он бросил курить, но спустя некоторое время вновь вернулся к этой привычке. Поскольку все знали, что он всегда выполняет принятые решения и полностью контролирует себя, его поступок вызвал недоумение. Раби кратко ответил: «Если я могу прекратить, значит, мне разрешено продолжать!» Он доказал себе, что он властвует над своей привычкой, а не она над ним.
Этот принцип действует во многих областях. Саба из Кельма раздумывал о том, чтобы открыть ешиву. Он попросил совета у своего учителя — раби Исраэля из Саланта, а тот ответил ему: «Если сможешь закрыть, то можешь открывать». Он открыл, но со временем дела пошли не так, как ожидалось, и он без колебаний закрыл ешиву.
Обыкновение злого начала— углублять яму, в которую человек провалился. Вначале человек хочет удовлетворить свои материальные запросы и добиться славы. Ему кажется, что он контролирует свои желания, но вскоре оказывается, что он находится в глубокой яме, из которой не в силах выбраться.
Один человек шел по проселочной дороге и увидал монету в десять шекелей, блестящую в песке. Он наклонился, чтобы поднять ее, но вот чудо: под ней оказалась записка: «Если немного копнешь, найдешь купюру в 50 шекелей».
Человек обрадовался и принялся копать, не задавая лишних вопросов. Он и в самом деле нашел 50 шекелей, а рядом — еще одну записку! «Купюра в 100 шекелей находится на метр ниже».
Он продолжил копать и нашел 100 шекелей вместе с запиской, сообщавшей, что глубоко под землей лежат пачки денег, ожидающие только его…
Он копал и копал… в итоге нашел эти пачки денег. В тот момент не было человека счастливее его — за короткое время он превратился в богача! На этот раз записки рядом с деньгами не оказалось.
Наш герой, уставший от «раскопок», решил, что пришло, наконец-то, время идти домой. И только тут увидел: деньги у него есть, но вот из глубокой ямы, которую он вырыл, ему уже никак не выбраться.
Смысл притчи понятен. Злое начало влечет человека к тому, что сулит быстрое и сильное удовольствие. Но, последовав за своим влечением, человек понимает, что оказался во власти злого начала и находится теперь в глубокой яме, из которой трудно выбраться.
Иногда необходимо ставить самим себе преграды и проверять, к чему могут привести наши действия. Как сказано в знаменитом субботнем гимне «Лэха Доди»: «Результат действия (заложен) в первоначальном замысле» (Маайан а-Моэд).
[1] «Вот хлеб бедности, который ели наши отцы в Земле Египетской. Всякий, кто голоден, пусть придет и ест. Всякий, кому нужно отпраздновать Песах, пусть придет и празднует вместе с нами…» — Пасхальная Агада
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.