Темы: Скромность, Ки тиса, Милосердие, Оцарот, Рассказы
«Когда будешь делать поголовное исчисление сынов Израиля при переписи их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу при исчислении их, и не будет мора среди них при исчислении их» (Шмот 30:12).
Наш учитель Бен Иш Хай говорит: слово «виноград» (גפן) записывается теми же буквами — гимел-фэй-нун, — что и слово «мор», «эпидемия» (נגף) — нун-гимел-фэй. Чем эти слова похожи? Буквой гимел, которая «намекает» на добрые дела (гмилут хасадим). Как известно, «ножка» буквы гимел «идет» в направлении следующей за ней в алфавите буквы далет, поскольку благодетель должен сам идти за бедными (далим), чтобы помочь им.
А чем эти слова различны? Буквами нун и фэй. В слове гэфэн («виноград») фэй согнута, а нун выпрямлена, а в слове нэгэф («эпидемия») — наоборот. Это намек, помогающий понять, в каком случае благодетель будет благословен, подобно плодоносной виноградной лозе, а в каком — наоборот.
Если благотворитель протягивает бедняку руку помощи, подобно вытянутой букве нун, а уста его сжаты, подобно букве фэй-пэй (пэ — «рот» на иврите), и не хвалятся своей щедростью, он будет благословен, подобно виноградной лозе. Но если он сожмет руку, подобно согнутой нун, а уста его будут широко открыты, подобно протяженной букве фэй-пэй, и полны обещаний, которые он и не думает исполнять, то придет нэгэф — мор, эпидемия, не дай Б-г.
Об этом и сказано: «пусть каждый даст выкуп за душу свою»: когда милосердие оказывают подобающим образом, тогда «не будет мора среди них», а будут благословенны, как лоза винограда.
Когда человек помогает другому с радостным сердцем, он лишь выигрывает. «Колесо вращается», и наступит день, когда тот, кому мы помогли, поможет нам. Вот почему никогда не следует поворачиваться спиной к тому, кто просит о помощи.
Об этом сказано в притче о мыши и ее друзьях.
Одна мышь выглянула из своей норы и увидела, что крестьянин, хозяин дома, принес мышеловку. Мышь содрогнулась и пошла просить помощи у друзей во дворе.
Пришла к петуху и сказала, что ей приготовили ловушку. Петух ответил: «Это не моя проблема, справляйся сама».
Мышь отправилась к барану, а тот ей ответил: «Ничего не поделаешь, госпожа мышь, я могу разве что помолиться».
Пошла к корове, а та посмеялась: «Это всего лишь мышеловка, мне-то что до этого?»
В отчаянии вернулась мышь в свою норку. Ей уже мерещилась близкая смерть, ведь ловушка была готова…
Ночью раздался сильный шум. Выяснилось, что в ловушку попала ядовитая змея. Жена крестьянина пыталась вытащить ее, а та ее ужалила. Женщина заболела, а что полезнее для больного, чем куриный бульон? Пошел крестьянин и зарезал петуха.
Навестить женщину пришли друзья и соседи. Как же оставить их без угощения? Зарезали барана. Через месяц больная выздоровела и семья решила устроить благодарственную трапезу. Для этого пришлось зарезать корову.
Если слышишь, что ближний оказался в беде, не говори: «Это не мое дело». Откуда мы знаем, на кого еще «перекинется» эта беда? Если человек приходит с просьбой о помощи, не отворачивайся. Попытайся помочь, даже если это тебя не касается. Как мы поступаем с другими, так поступят и с нами, мера за меру: если мы поможем другим — нам помогут с Небес! (Маайан а-Шавуа)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.