Темы: Недельная глава, Ницавим, Ваелех, Заповеди, Рассказы
«Скрытое — это Господу, Б-гу нашему, а открытое — нам и сынам нашим навечно, чтобы исполнять все слова закона этого» (Дварим 29:28).
Рамбам (Морэ Нэвухим — «Путеводитель колеблющихся» 3:48) пишет, что все заповеди Торы, включая те, что кажутся нам непостижимыми, на самом деле имеют смысл, который в свое время станет нам доступен.
Рамбан, комментируя этот стих в Дварим, приводит цитату из Мидраша (Бемидбар Рабба 19:4): «Вещи, скрытые от вас в этом мире, станут ясными в мире будущем. Это можно уподобить тому, как у слепого открываются глаза. Ведь ничто не мешает нам постичь смыслы Торы, кроме слепоты нашего разума».
Автор книги «Толдот Авраам» так объясняет этот стих: есть понятные заповеди, а есть такие, смысл которых скрыт. «Скрытое — это Господу, Б-гу нашему», ибо лишь Он знает их смысл. «…а открытое — нам и сынам нашим»: если заповедь понятна, то ее понимают все. Но всё это лишь ад-олам («навечно»; буквально: «до мира») — пока не наступит будущий мир, в котором мы поймем всё.
Как связано уважение к родителям с изучением Торы?
Рассказывает рав Тойсиг:
Я видел, как раби Шмуэль а-Леви Вознер приехал утешать адмора (хасидского наставника) из Надворны, автора книги «Беэр Яаков», у которого умерла мать.
Рав Вознер просидел с адмором почти сорок минут. Там вспоминали праведницу, рассказывали истории сладкие, словно капли меда… И тогда рав Вознер неожиданно сказал:
«Есть известная история о раве Шмуэле Ангеле. Когда ему было семь лет, он потерял зрение. Его преданная мать обошла с ним всех врачей и известных профессоров, но никто не мог ничего сделать.
В горе она поехала в Цанз и вместе с ребенком пришла к святому раву, автору “Диврей Хаим”.
— Раби, — сказала она, — мой ребенок перестал видеть!
Ребе из Цанза обратился к ребенку:
— Если Всевышний вернет тебе зрение, что будешь делать?
— Смогу учить Тору! — ответил мальчик.
— А заповедь почитания родителей исполнишь? — спросил ребе.
— Конечно.
— Тогда, — продолжил ребе, — если обещаешь, что используешь глаза для изучения Торы и будешь уважать родителей, благословляю тебя, чтобы ты видел и помогал видеть другим.
Через несколько дней к ребенку вернулось зрение. Без операции, без лекарств — без всякого медицинского вмешательства. Обещания ребенка и благословения ребе оказалось достаточно».
Рав Вознер продолжил: «Все знают восемь томов респонсов рава Ш. Ангела. В этих восьми томах — ответы на вопросы, которые ему присылали со всех концов Польши и Галиции раввины и судьи, по всем разделам Торы. А рав Ангел говорил, что верит всем сердцем: эту способность определять, каков закон в каждом конкретном случае, и отвечать на любые вопросы по Торе он обрел благодаря благословению автора “Диврей Хаим”: “Чтобы ты видел и помогал видеть другим”. Что значит помогать видеть другим? Просветлять их глаза светом Торы».
Но ребе из Цанза связал изучение Торы с почитанием родителей. Почему? Адмор из Надворны, выслушав рассказ рава Вознера, объяснил связь:
«В мидраше “Тана дэ-Вэй Элияу” сказано: тем, кто проявляет уважение к родителям, Всевышний обещает, что они не нарушат случайно субботу и спасутся от всякого иного греха. Но, поскольку главная цель жизни еврея — изучать Тору, из этого без сомнения следует, что, оберегая от греха, заповедь уважения к родителям приносит успех и в учебе. Вот вам хорошее средство и для защиты от грехов, и для продвижения в Торе». Постараемся же тщательно выполнять заповедь почитания родителей, так как Всевышний видит в нашем уважении к родителям уважение к Себе (Кводам шель Исраэль).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.