Темы: Недельная глава, Пиркей Авот, Ръэ, Рассказы
«Но сколько угодно душе твоей можешь резать и есть мясо по благословению Господа, Б-га твоего… нечистый и чистый может есть сие, как газель и как оленя» (Дварим 12:15).
Мишна в трактате Пиркей Авот (5:20) гласит: «Йеуда бен-Тэйма говорил: “Будь дерзок, как тигр, и стремителен, как орел, быстр, как олень, и могуч, как лев, исполняя волю Отца твоего Небесного”». Мудрец показывает, как нам следует служить Всевышнему, приводя в пример животных, символизирующих высшую степень развития соответствующих качеств.
В книге «Михтав Софер» находим следующий вопрос. Расторопность — это очень важное качество, необходимое в служении Всевышнему. Йеуда бен-Тэйма приводит в пример двух животных, символизирующих это качество: орел быстро летает, а олень быстро бегает. Почему же автору этой мишны понадобилось приводить в пример обоих этих животных? Ведь качество — одно?
В служении Б-гу имеется два пути, пишет «Михтав Софер», отвечая на этот вопрос. Встречаются люди, готовые служить Всевышнему днем и ночью, изучать Тору и исполнять заповеди, но при этом оставаться целиком погруженными в себя. Такой человек ни на секунду не отвлечется, чтобы задуматься о том, что происходит у ближнего — соседа или знакомого из синагоги. Он не интересуется ни духовным, ни материальным состоянием окружающих, а думает лишь о себе. Служение такого человека не является совершенным.
По-настоящему совершенный человек, с одной стороны, постоянно трудится, чтобы продвинуться в Торе, ощутить трепет перед Небесами, но помнит и о ближнем — ему важно, чтобы ближний тоже продвигался в служении.
Этот принцип, — продолжает «Михтав Софер», — мы находим в святой Книге Зоар (к главе Шмот): «Желание народа Израиля в том, чтобы Святой, благословен Он, не уходил и не отдалялся, а (если уж отдаляется, то) убегал, как газель и как молодой олень. В чем причина? Сказал раби Шимон: нет другого животного в мире, которое поступало бы как эти. Когда они убегают, то проходят немного и оборачиваются. Они всегда оглядываются назад. Так сказали евреи: “Владыка мира! Если уж из-за нас Ты уходишь от нас, да будет воля Твоя, чтобы отдаляться как газель (и как молодой олень), которые, убегая, оборачиваются на то место, которое оставили”. Об этом сказано: “…когда они будут в земле врагов своих, не презрю Я их и не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их…” (Ваикра 26:44)».
Иными словами, у газели и молодого оленя есть особое качество: когда они бегут, каждые несколько метров оборачиваются назад. Так и Всевышний, даже отдаляясь, всегда видит нас и наши действия, «присматривает».
Об этом сказал царь Шломо в Песни Песней (2:9): «Подобен возлюбленный мой газели или оленю молодому…» — Творец, даже отдаляясь от нас, каждое мгновение «смотрит», что тут у нас происходит.
Следовательно, — продолжает «Михтав Софер», — когда мудрец Мишны Йеуда бен-Тэйма советует уподобиться оленю и орлу, выполняя волю Всевышнего, он не говорит об одном и том же качеств дважды. С одной стороны, нужно быть «стремительным, как орел» — подниматься, «взлетать», переходя на всё более высокие уровни. Изучение Торы, исполнение мицвот (заповедей), исправление личных качеств — на всё более высоком уровне.
Но этого мало: нужно еще быть «быстрым, как олень», то есть стоять обеими ногами на земле и, подобно оленю, оглядываться назад. Интересоваться, как дела у ближнего, не нужна ли ему духовная или материальная помощь.
Только при сочетании этих двух качеств можно достичь совершенства.
Теперь можно лучше понять и наш стих: «…можешь… есть мясо по благословению Господа, Б-га твоего… как газель и как оленя». Если Всевышний позволяет тебе есть мясо, поступай как газель, которая оглядывается, — не ешь в одиночку, посмотри, не нуждается ли кто-то в пище.
Заботясь о других, важно видеть, в чем они на самом деле нуждаются и что приносит им пользу, чтобы помогать им ради их блага, а не ради своего собственного. Закончим эту тему следующей историей:
Три брата встретились и заспорили, кто из них лучше помогает пожилой матери. Первый сказал: «Я построил для нее такой огромный дом, что у нее на каждый день года есть отдельная комната».
Второй: «А я купил для нее целую армаду автомобилей и нанял столько же водителей, чтобы они обслуживали ее в любое время».
А третий сказал: «У меня нет столько денег, как у вас, и я не мог ничего ей купить. И тогда прислал ей одну монетку — песо из Аргентины. Это все деньги, что у меня были».
Первый брат усмехнулся: «Скажи, ты разве не читаешь новости экономики? Что мама будет делать с твоим аргентинским песо? В наше время оно почти ничего не стоит».
Второй брат даже повысил голос: «Действительно, братец, где же твое уважение к родителям?»
А спустя некоторое время пришло письмо от матери: «Спасибо вам всем за подарки, мои дорогие. Первенец мой, спасибо тебе за прекрасный дом, но для меня он слишком велик, мне трудно не чувствовать себя в нем одинокой. Второй мой сын, спасибо за машины, но мне и одной хватало, чтобы раз в неделю ездить в центр города. Младший мой, огромное тебе спасибо! Как же тебе удалось вспомнить, чего именно мне не хватает в коллекции монет, дорогой?»
Иногда мы гордимся тем, что сумели дать другим, но на самом деле даем лишь то, что хотим сами, а не то, в чем они нуждаются. Важно выяснить, что хочет ближний, и постараться дать ему именно то, что нужно ему, — чтобы помощь была настоящей (Кводам шель Исраэль).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.