«И было к концу двух лет» (41:1). Праведный Йосеф был брошен за решетку и пробыл там в течение двенадцати лет, не совершив никакого преступления, а лишь из-за грязного навета со стороны жены его господина. Йосеф был не обычным узником, а узником-рабом, и не обычным рабом, а еврейским. Это был самый низкий статус в глазах египтян. При этом у него не было ни отпуска, ни посещений со стороны членов семьи. Он жил в унизительных условиях!
«И послал фараон, и позвал Йосефа, и достали его из ямы, и побрился, и сменил одежду, и пришел к фараону». В начале нового года, первого Тишрея, внезапно распахнулась дверь его камеры. Слуги царя вошли в камеру Йосефа и быстро достали его из ямы, дали вымыться, постричься и даже предоставили новую одежду. Когда Йосеф сменил внешность и вместо узника стал похож на «жениха, выходящего из-под свадебного балдахина», старшие служители царя привели его с почестями и в полном великолепии к самому владыке Египта! «Из глубокой ямы на высокую крышу» — и в буквальном, и в иносказательном смысле.
Что же произошло? Отчего такая спешка? Йосеф был заключен в темной яме двенадцать лет, еще один день или час ничего не изменил бы для него. Зачем так суетиться?
Однако, поскольку он завершил свое исправление в тюрьме, и час избавления настал, с Небес не стали удерживать его даже лишней секунды! Это учит нас тому, насколько высший суд точен и рассчитывает все до толщины волоска!
Глава Микец почти всегда читается в Хануку, и нужно понять связь между ними. Ханука символизирует самоотверженность ради заповедей и близости к Б-гу. Горстка длиннобородых раввинов, не имея никаких военных навыков, вышла сражаться против большой империи, желавшей искоренить религию в народе Израиля. И даже после того, как чудом победили, они не успокоились, пока не нашли чистое масло под печатью первосвященника — и это при том, что они знали: для общественного дела нечистота разрешена (Йома 4 а).
А в этой недельной главе мы читаем о самоотверженности праведного Йосефа, который сохранял бескомпромиссную веру и преданность религии. Мы поражаемся его праведности, проявленной несмотря на все страдания и на то, что он рос в чужой испорченной среде, вдали от отца и матери, как сирота, без связи с родными. Вот в чем связь между хашмонаями и Йосефом. Они изгоняли тьму с помощью света! (Шулхан Шаббат Арух)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.