«Пас мелкий скот с братьями, будучи отроком, с детьми Бильги» (37:2). История о крестьянине, который вместе с сыном пошел в поле. Увидели они высокие колосья пшеницы, смотрящие вверх. Сын был впечатлен. Пришли на другое поле и увидели колосья согнутые и прилегающие к земле. Опечалился сын. Сказал ему отец: «Ты ошибаешься, сынок! Если колосья торчат вверх, значит, они пустые, и зерно в них испорчено. Поэтому-то они и поднимают свои головы горделиво. Чем больше зерен в колосе, тем он тяжелее и тем ниже пригибает голову».
«Так же и с человеком», — говорит автор книги «Црор а-Мор». Чем больше он наполнен содержанием, Торой и мудростью, тем он скромнее и смиреннее. В Гмаре сказано: «Признак гордыни — нищета в Торе» (Кидушин 49 б). Но Йосеф, бывший «сыном старости» и обладавший большей мудростью, имел скромность, как сказано: «Пас овец с братьями» — дружил с детьми служанок.
В заслугу этого Йосеф удостоился царства и власти. В книге «Мидраш Шмуэль» написано: «Когда говорят, что Тора дает изучающим ее власть и царство, смысл в том, что такой человек властвует над своим злым началом…. Не другими он правит, а собой!»
Известна история: хазарский царь был идолопоклонником. Во сне ему сказали: «Намерения твои желанны, а действия нежеланны». Позвал он греческого философа, христианского священника и исламского кадия, послушал о вере каждого из них и отверг ее. Позвал еврейского мудреца и согласился с ним. Затем он прошел гиюр — принял иудаизм и то же самое сделал со своим народом. Это исторический факт — иудейское царство хазар. Наш учитель раби Йеуда а-Леви описал эти религиозные диспуты в книге «Кузари».
Среди прочего царь поднял и такой вопрос: у философов, христиан и мусульман есть люди, достигшие больших вершин. Их монахи ведут уединенную жизнь, уходят в затвор в монастырях и пустошах, отказываются от всех прелестей нашего мира. А у вас, евреев, — спросил царь, — хасидом считают того, кто достиг совершенства; опиши мне, каковы его качества.
Еврейский мудрец ответил: «Хасид — это тот, кто правит своей страной, доставляет каждому подданному и гражданину все, в чем тот нуждается, а взамен каждый гражданин самоотверженно исполняет свой долг».
«Я тебя о хасиде спрашиваю, — удивился царь, — а не о совершенном правителе».
Мудрец ответил: «Но хасид и есть правитель, только правит он над самим собой! Он дает каждой своей силе и качеству удовлетворение в правильной пропорции и в положительном ключе, пользуется ими в момент необходимости совершенным образом. Об этом сказано (Мишлей 16:32): “Терпеливый лучше сильного, а властвующий над духом своим — завоевавшего город”» (Мекарван ле-Тора).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.