«Вот животное, которое будете есть» (11:2). Разрешенные в пищу животные — это те, у которых раздвоено копыто, и которые «отрыгивают жвачку». Они питаются травами и обладают спокойным и мягким нравом. Хищники, поедающие других животных, нам запрещены. Если ими питаться, это породит жестокость в душе, как говорили наши учителя.
Здесь уместно провести исследование. Становятся ли животные хищными из-за своей жестокости или, напротив, от того, что охотятся на других, они становятся жестокими?
Рав Абарбанель разрешил это сомнение на основе Писания. О будущем мире сказано: «Лев, как бык, будет есть солому. Не будут творить зло и губить на всей Моей святой горе» (Ишайя 11:9). Отсюда видно, что привычки в питании укореняют нравственные качества.
Как же важно для нас соблюдать правильное питание!
В наше время благодаря генной инженерии, когда люди научились внедрять в одних животных качества других, можно теоретически создать осла с раздвоенными копытами и отрыгивающего жвачку. Но будет ли такой осел разрешен в пищу? Похоже, еще тысячу лет назад Рамбаму был задан подобный вопрос, и он написал (Морэ Невухим 3:48): «Знай, что эти признаки — раздвоенные копыта и отрыгивание жвачки у животных, плавники и чешуя у рыб — не являются причиной разрешения, а их отсутствие не является причиной запрета. Это лишь признак, по которому различается достойный вид от негодного».
Раби Хаим Паладжи в книге «Тохехат Хаим» к нашей недельной главе написал: «Пусть человек внимательно смотрит и проявляет пунктуальность, чтобы не употребить случайно в еде и питье что-нибудь запрещенное. Более того, если сам он не ест какие-то фрукты из опасений наткнуться на червей и т. п., пусть не покупает их своим детям и родным. Ведь что толку остерегаться их самому и при этом кормить ими других?
Также пусть остережется, если в доме имеются червивые продукты, не оставлять их дома. Сказано: “Не поселяй в своем шатре беззаконие” (Иов 11:14). Иначе он придет к греху, и из-за него это съедят другие, с его согласия или нет, по ошибке или намеренно. Но грех будет висеть у него на шее.
Я слышал от правдивых людей, что святой учитель, божественный каббалист раби Шалом Мизрахи Шараби однажды видел сон, где ему сказали, что у него в доме есть нечто запрещенное. Почему он не уничтожает это? Он стал искать раз за разом, что же такого запрещенного у него есть, и ничего не находил. Рав сильно печалился из-за этого. В итоге ему приснился второй сон: ему было сказано, что у него дома хранится варенье из вишни с медом, в котором завелись черви. Его нужно выбросить, чтобы не ввести в грех кого-то из домочадцев.
И пусть всегда, когда человек ест и пьет, глаза его будут зоркими и внимательными, чтобы в тарелке или стакане не оказалось никакого насекомого или блохи, особенно в летние дни. Нужно тщательно остерегаться этого, особенно по ночам, когда появляются блохи, муравьи и прочие насекомые и гады. Если человек проявляет осторожность, то и Б-г поможет ему, чтобы он не споткнулся. Приходящему очиститься помогают! (Йома 38 б)» (Майян а-Шавуа)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.