«Чистое оливковое масло, выбитое из маслин, для освещения» (27:20). Обычно принято использовать чистое масло для жарки и приправы к еде, а для свечей берут худшее масло. Интересно, что в храме все совершалось ровно наоборот: для освещения использовали «чистое масло, выбитое из маслин», а для минхи, которая представляет собой пищу, требований к чистоте масла не выдвигалось.
Гаон раби Барух Авраам Толедано, один из мудрецов Мекнеса, в книге «Имрей Барух» пишет, что эта заповедь учит нас тому, какое значение нужно придавать духовным вопросам в сравнении с материальными.
Часто человек беспокоится о том, чтобы в этом мире ему было как можно лучше и комфортнее — чтобы жизнь была чистым елеем без каких-либо изъянов. Но в духовных вопросах он довольствуется малым и не старается достичь самого чистого. Тора учит нас, что нельзя делать второстепенное главным. Напротив, в духовных вопросах человеку нужно заботиться о лучшем и не экономить, тогда как к временным нуждам тела не требуется столь пристального внимания. В «Авот раби Натана» (гл. 28) написано: «Сказал раби Йеуда, сын раби Илая: Каждого, кто делает слова Торы главным, а земной путь — второстепенным, делают главным в этом мире; а кто делает земной путь главным, а слова Торы — второстепенным, того делают второстепенным в этом мире».
Духовное многократно важнее материального, поскольку дух вечен, а материя временна. Стоит ли человеку вкладываться в то, что исчезнет?
Праведник раби Нисим Яген сравнил это с человеком, который ждал на автобусной остановке. Когда автобус подъехал, он попросил водителя открыть ему заднюю дверь. Водитель решил, что тот хочет внести коляску с ребенком, но затем увидел, что он пытается, заручившись помощью двух друзей, втиснуть в автобус огромный холодильник.
Под давлением большого веса автобус слегка сдвинулся с места, и прежде, чем водитель собрался с мыслями, им удалось загрузить внутрь еще и плиту, а затем — посудомоечную машину и микроволновую печь.
Водитель вскочил с места и в гневе побежал к ним. Его злость лишь еще больше выросла, когда он увидел краем глаза груду мебели, которую тот человек собирался погрузить в автобус.
«Что здесь происходит? Немедленно остановитесь!» — закричал водитель. «Не понимаю, ты что, хочешь сделать перевозку мебели за счет нашей автобусной компании?»
«С чего ты решил, что это перевозка мебели?» — как ни в чем не бывало ответил пассажир.
«Тогда что это?» — указал водитель на предметы, сваленные рядом с автобусом.
«Я просто буду полчаса в поездке, и мне нужна холодная вода, горячая еда и чистая посуда». Затем он показал пальцем на каждый предмет мебели и объяснил, зачем он нужен ему в дороге…
Этот рассказ вызывает смех. Но мы, сами того не замечая, часто ведем себя в точности подобно этому пассажиру. Наше путешествие в этом мире длится недолго в сравнении с миром будущим. И все же мы вкладываем много сил в обустройство жизни в этом мире, словно собираясь остаться здесь навечно (Оцротейну).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.