Темы: Мишпатим, Оцарот, Биркат аМазон
«И видели Всесильного, и ели и пили» (24:11). Рассказывают, что праведный гаон Мари-Рацон бен Амрам из Неджами, главный раввин Шараба, был из числа «учеников Аарона» — он был миролюбивым и повсюду старался установить мир, любил людей и приближал их к Торе. Однажды он увидел, что один из молящихся в его синагоге не пришел на молитву. В первый день он подумал: «Возможно, это случайность». На второй день стал удивляться. На третий сказал самому себе: «Такие случайности не повторяются. Наверное, он заболел. Пойду проведаю его». Заповедь навещать больных начинается с третьего дня, когда становится очевидно, что человек нездоров (Рамбам, законы траура 14:5). Пошел рав к нему домой и увидел, как тот сидит за столом и ест с большим аппетитом, свидетельствующим о хорошем здоровье.
Увидел этот человек уважаемого раввина и испугался. Он быстро встал из-за стола. Но рав упрекнул его: «Что это ты перестал есть? Разве можно отворачиваться от святой Шхины ради человека из плоти и крови?»
Тот смутился: «Да какая же здесь Шхина? Всего-то навсего кастрюля с мясом!»
Рав ответил мягким голосом: «А чему удивляться? Писание прямым текстом говорит: "И видели Всесильного, и ели и пили". Когда и как человек может задуматься о величии Творца — о том, что Он могуч и владеет всеми силами? Как и благодаря чему он может осознать Его величие и доброту, наполняющую мир? Лишь когда он ест и пьет! В этот момент он присутствует при величии Творца, с одной стороны, думая о том, как Он кормит весь мир в Своей доброте, с милостью и милосердием, от рогатых ланей до яиц вшей, открывает руку Свою и насыщает всякое живое желание. А с другой стороны, в этот же момент человеку очевидна его собственная низость и ничтожность на фоне величия Творца и Его милосердия. Ведь он своими глазами видит, что вся его жизнь зависит от тарелки с едой и чашки с питьем. Чем после этого можно гордиться? И тогда, ощущая свою ничтожность, он осознает доброту Творца, который дал ему пищу и крепкое здоровье, сложную пищеварительную способность, которая выделяет из продуктов жизненно ценные вещества. Очевидно, такое осознание заставляет человека пользоваться извлеченной силой, чтобы служить Творцу, насколько это возможно, исполняя заповеди, молясь и изучая Тору.
А если уж мы упомянули молитву, скажу тебе, что вчера я слышал в синагоге голос с небес, который спрашивал: “Почему пришел Я, и нет никого, взывал Я, но никто не ответил?” (Ишайя 50:2). Может быть, речь идет о тебе? Свыше искали тебя. Ты настолько важен для Творца, что Он спрашивает о тебе и интересуется твоим благополучием».
Этот уважаемый раввин был возвышенным и святым праведником, достойным услышать голос с Небес. Но даже если он и не слышал его, сказанное им не было чем-то вымышленным. Он знал, что этот вопрос звучит в мировом пространстве. Ведь Гмара говорит об этом прямым текстом (Брахот 6 б): «Сказал раби Ицхак: О каждом, кто привык ходить в синагогу, а в один день не пришел, Святой, благословен Он, спрашивает — почему не пришел?»
Собеседник рава смутился и стал оправдываться, говоря, что его талит изношен, и он стесняется показываться в нем на молитве. Рав удивился: «И из-за этого ты причиняешь страдания Шхине?! Сегодня же пришлю тебе новый талит, и приходи на молитву!»
Так каждый раз этот рав, верный пастырь, приходил к членам своей общины, чтобы узнать об их благополучии и наставлять их «путями приятными и стезями мирными». Между тем, мы услышали из этой истории удивительное объяснение к нашей недельной главе: «И видели Всесильного, и ели и пили». Помимо красоты и оригинальности этого объяснения, его еще нужно применять и извлекать его урок на практике. Оно обязывает нас благодарить за еду во время Биркат а-Мазон с намерением сердца и пробуждением чувств. Нужно благодарить за милосердие, заключенное в пище, быть признательным за него и помнить, что данной нам силой и здоровьем мы должны служить Творцу, исполнять Его заповеди и приближаться к Нему. Тогда мы удостоимся бесконечного изобилия!
Известный директор религиозной школы в Иерусалиме рассказывает (Тив Маасийот 7:27) о «простом» еврее, который молится с ним в синагоге и ничем не выделяется. Но когда приступают к третьей трапезе в шаббат и доходят до Биркат а-Мазон, он благословляет с огромным сосредоточением и рвением, произнося слова так, словно монеты пересчитывает. Его спросили об этом, и он рассказал следующее.
Когда мне было около 12 лет, в наш город приехал гаон раби Меир Шапира из Люблина. Он зашел в нашу школу и сказал детям: «Дорогие и святые дети, знаете ли вы, какая буква не встречается в Биркат а-Мазон?» Все замолкли в смущении.
Он зачитал им слова Баха (Орах Хаим 185): «Почему нет буквы Пей в Биркат а-Мазон? Над каждым, кто благословляет с намерением, не властвует ни гнев, ни ярость, ни буря» (все три слова заканчиваются на Пей). В Сефер а-Хинух (430) написано: «Некоторые говорят, что каждому, кто внимателен к Биркат а-Мазон, пропитание достается с почетом во все дни». Он посоветовал ребятам принять на себя решение произносить Биркат а-Мазон внимательно и сосредоточенно. «Смотрите, что вы выигрываете от этого, — сказал он, — обещание, подписанное нашими древними учителями: у вас не будет ни бед, ни напастей, а лишь обильный достаток во всем!»
С тех пор этот человек педантично следил за тем, чтобы читать Биркат а-Мазон с намерением по сидуру.
Прошли годы, и разразилась мировая война. Враги захватили Польшу и начали истреблять евреев. Он оказался в концлагере в Аушвице и вспомнил о той самой вдохновенной речи. Он произнес: «Владыка мира, у меня есть обещание, подписанное древними учителями. Ни гнев, ни буря, ни ярость!» И его молитва была принята. Вражеский надзиратель постановил сохранить ему жизнь.
Теперь враги должны были решить, куда его направить. Ведь Аушвиц был лагерем смерти для тех, кого отправляли в газовые камеры и печи. Но были и загоны для рабов, которых отправляли трудиться на производство оружия. Очередь двигалась, и каждого расспрашивали о его навыках и квалификации. Один был инженером, другой ремесленником. А у нашего героя не было никакой востребованной профессии. Но, — Вдалыка мира! — он ведь благословлял после еды с намерением, и ему обещано, что в пропитании не будет недостатка.
Внезапно еврей, стоявший позади него прошептал: «Скажи, что ты повар!» Но как? Ведь он никогда не держал в руках сковородку.
«Скажи, что ты мой помощник, я тебя научу!»
Именно так он и сказал, и их обоих отправили работать на кухне огромного лагеря. Остальные работники трудились, получая крохотный ломтик хлеба, и падали без сил от голода. А у него до самого освобождения из лагеря всегда была еда на столе. Разве теперь непонятно, почему он так старательно читал Биркат а-Мазон? (Мекарван ле-Тора)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.