«А теперь не вы послали меня сюда, но Б-г…» (Берешит 45, 8). Автор комментария «Ор а-Хаим» объясняет, почему Йосеф подчеркивает слова «а теперь»: праведный Йосеф хотел показать братьям, что тогда, когда они его продали, он был ошеломлен — как в сердце братьев могла быть такая жестокость… И правильно было бы, как это виделось тогда, ненавидеть братьев за это. «Но теперь, когда он видел всё, к чему привела его продажа в Египет, он знает, что это было от Б-га, а братья сделали то, что хотел от них Б-г, благословен Он, а не то, что хотели сами. Поэтому невозможно держать на них зло и не считать за братьев».
В соответствии с этим «Ор а-Хаим» объясняет, почему братья не побоялись рассказать Яакову, что Йосеф нашелся в Египте. Неужели они не опасались гнева Яакова, который обрушится на них, когда он узнает о продаже Йосефа?
«Может показаться, — пишет вначале “Ор а-Хаим”, — что Яаков не узнает о самой продаже, но это неудовлетворительное объяснение, потому что понятно: Яаков обязательно будет расследовать, как получилось, что Йосеф оказался в Египте, и откуда взялась кровь на разноцветной рубашке, которую ему принесли. Но после слов “не вы послали меня сюда” стало ясно, что всё это было от Б-га, а Его качества не ставятся под сомнение».
Яаков не разгневается на сыновей, по вине которых скорбел двадцать два года, потому что теперь стало совершенно ясно, что такова была воля Б-га.
Отсюда следует, что человек «близорук» и иногда «увидеть всю картину» целиком можно только спустя десятилетия.
Во времена Британского мандата в Эрец-Исраэль еврейское население Иерусалима подвергалось постоянному террору. Иногда объявляли бессрочный комендантский час. Однажды рав Салман Муцафи зацаль вышел в сопровождении ученика в синагогу, не зная, что в городе был объявлен комендантский час.
Немедленно подъехала полицейская машина, их арестовали и после разбирательства отправили в лагерь Шнеллера (устроенный в бывшем сиротском приюте). В лагере рав Муцафи увидел более трехсот ничем не занятых евреев на одной огороженной площади. «Возможно ли?! — закричал он. — Как это вы сидите и ничего не делаете? Это редкая возможность сделать что-нибудь!»
Он собрал их и взял на себя роль кантора. Сначала произнес драшу (толкование стихов Торы), а затем они под его руководством перешли к Слихот, Тикун Хацот (полуночная молитва в память о разрушении Храма) и молитвам за благополучие народа Израиля. Это продолжалось три часа.
Британские офицеры увидели это странное зрелище: все заключенные молились вместе и плакали, взывая к своему Отцу на Небесах. Это было так на них не похоже! И сразу после того, как рав закончил молитву, его отпустили — вместе с большой частью заключенных.
Когда рав Муцафи вернулся домой, он сказал встревоженной супруге: «Меня не зря отправили сегодня в лагерь Шнеллера. Все Свыше…» (Оламо шель цадик — Оцротэйну).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.