«Может быть, есть пятьдесят праведников в этом городе?» (Берешит 18, 24).
Почему был разрушен Иерусалим? «Первый Храм за что был разрушен? За то, что евреи служили идолам, развратничали и проливали кровь». Правда, не весь народ деградировал. Были и великие праведники. Да, они были в меньшинстве, но это были люди самого высокого уровня, «соблюдавшие всю Тору от алеф до тав», от первой до последней буквы (Шабат 55а). И вот — они не спасли современников, не предотвратили разрушение Храма, голод и изгнание. Наоборот — они первыми погибли за грехи поколения. Сказано было Ангелу Истребления, Мере Суда: «…и со святилища Моего начнете» (Йехезкель 9, 6) — праведники первыми погибнут в бедствии.
Удивительно: почему же в нашей недельной главе Авраам просит: пусть город будет спасен, если в нем найдется пятьдесят праведников? И Всевышний соглашается? А при разрушении Храма (см. Йехезкель) они не спасли даже самих себя?
В чем различие? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны понять: почему праведника иногда наказывают за грехи всего поколения? И почему все поколение может быть спасено из-за единственного праведника? Ведь сказано: «…каждый за свой грех должен быть казнен» (Дварим 24, 16), человек не может быть ни награжден, ни наказан за дела своего ближнего.
Это действительно так. Гмара говорит нам: эти праведники, соблюдавшие всю Тору «от алеф до тав», погибли из-за собственного греха — оттого, что не выполнили заповедь обличения. Понятно, что за невыполнение одной этой мицвы смерть не полагается. Тем более, им не полагалось быть уничтоженными первыми — раньше нарушителей субботы и идолопоклонников, убийц и развратников.
В чем же дело? Им было предъявлено страшное обвинение: почему вы замкнулись в своем мире, были «праведниками для себя», не шли к людям, не наставляли их, не действовали среди них? Почему позволили обществу деградировать, прийти к тому, к чему оно пришло? Почему вы не протестовали, не пытались повлиять, не учили людей Торе?
И поскольку они укрылись в своих шатрах, занимались только самосовершенствованием, не вмешивались, не пытались остановить поток, удержать поколение от деградации, изменить направление, — состояние поколения было поставлено им в вину, они были наказаны вместе со своими современниками и даже погибли первыми.
Почему же Всевышний обещал Аврааму помиловать Сдом ради праведников? Ибн-Эзра открывает нам эту тайну, как обычно — намеком. Почему Авраам просил ради пятидесяти праведников помиловать всех преступников, всех, кто потерял право жить?
Дело в тех двух словах, которые Авраам добавил к своей просьбе — «в этом городе». И Всевышний тоже произносит эти слова (там же, 26). Ибн-Эзра объясняет: «в этом городе — они (праведники) проявляют свою богобоязненность публично», и приводит цитату из книги Ирмияу: «Походите по улицам Иерусалима и посмотрите и разведайте, и поищите на площадях его, если найдете мужа, поступающего справедливо, ищущего правды, — Я простил бы ему (Иерусалиму)» (5, 1).
То есть: конечно, в Иерусалиме были праведники, но они не показывались на улице, их не было видно среди обычных людей. Это означало, что люди продолжат деградировать и понесут за это наказание… Но если праведники не будут удаляться от общества, будут действовать внутри него, оказывать влияние, — они преуспеют. Потому, что маленький огонек рассеивает великую тьму, а Всевышний помог бы им. Слова, идущие от сердца, в конце концов, дошли бы до сердец, общество изменило бы свои пути. Поэтому Моше и просил Всевышнего о спасении города: если пятьдесят праведников действуют в этом городе — среди людей этого города, — в их силах привести жителей Сдома к раскаянию и отменить тяжкий приговор Небес (Маайан а-Шавуа).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.