«Устрой себе дорогу» (19:3). Известен рассказ об Элкане — выдуманный, конечно. Этот Элкана был еврейским крестьянином на Голанских высотах. У него были поля, виноградники, плантации и стада коров. Тяжелая и утомительная работа на все дни года. Он ждал лишь праздничных дней, ежегодного отдыха. Это было время прекращения работы, даже если это приходилось делать вопреки своей воле, — ведь он соблюдал Тору и заповеди. Однако одну заповедь он забросил и не исполнял. Заповедь праздничного паломничества. Храм в ту пору еще стоял на своей горе, и все соседи Элканы устремлялись к этому великому и священному зданию. Возвращаясь, они рассказывали о своих возвышенных переживаниях, о чистой атмосфере праздника и о том, как собираются вместе миллионы сынов Израиля, о постоянных чудесах и о священном служении.
Но Элкана считал себя свободным от этого. Что ему остается делать? Ведь Песах выпал как раз на сезон жатвы ячменя, Шавуот — на сезон жатвы пшеницы, а Суккот — на сезон, когда надо забирать урожай с поля. Не будет же он губить свой урожай понапрасну. «Тора жалеет имущество Израиля». «Святой, благословен Он, не насмехается над Своими творениями».
Чтобы подняться в Иерусалим на праздник, он должен будет оставить свои поля за три недели до этого, чтобы успеть совершить путь и пройти очищение. А потом еще две недели после праздника, пока вернется домой. Все это не для него…
Таков был Элкана, и таковы были его взгляды.
Но прошли годы, и его дети выросли. Элакана состарился, и сыновья взяли бразды управления в свои руки. Они обрабатывали поля и пасли скот. Теперь отговорок больше не было. Элкана сказал самому себе: «Поднимусь же один раз в Иерусалим, посмотрю на этот великий и святой храм, увижу своими глазами все чудеса».
Он оседлал осла и взял узелок с монетами в руки, чтобы купить животных для жертвоприношений. Спустился с Голанских высот — куда дальше?
Он увидел детей на развилке дорог и спросил: «Дети, дети, где дорога в Иерусалим?»
Они засмеялись звонкими голосами: «Старый еврей и не знает? Разве за всю жизнь ты там не бывал? Или от старости память пропала?»
Со смехом они показали ему дорогу, и он ехал до следующего перекрестка. Там ему снова пришлось ждать прохожих, и он вновь наткнулся на удивленные взгляды.
Сколько ему пришлось страдать и стыдиться, пока он доехал до святого города и увидел великолепие Храма.
Это известный рассказ. Но разве Элкана не видел на каждом перекрестке дорожный знак? К сожалению, на нем не было указано пути в Иерусалим, но лишь путь к городу-убежищу. Об этом говорится в нашей главе: «Устрой себе дорогу», а Раши комментирует: «К убежищу». На дорожных столбах было написано: «Убежище».
Но почему? Почему нам не заповедано писать «Иерусалим» на столбах? Почему только убежище?
Ответ предельно ясен. Если нет указателей в Иерусалим, паломники будут спрашивать, и пусть все знают, что люди идут в Иерусалим — «радость всей земли». По этой же причине везде было написано «Убежище», чтобы никто не останавливался с вопросами, и пусть не знают, что в стране есть преступность и убийства (Майян а-Шавуа).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.