Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В просвещенном мире есть аксиома: образование должно быть обязательным. Но в просвещенных странах этот закон существует от силы сотню лет, а у нас, в народе Израиля, ему уже исполнилось более двух тысяч лет

«И повторяйте их вашим детям, и говорите о них» (6:7). В просвещенном мире есть аксиома: образование должно быть обязательным. Но в просвещенных странах этот закон существует от силы сотню лет, а у нас, в народе Израиля, ему уже исполнилось более двух тысяч лет (Бава Батра 21 а). Однако все понимают его необходимость: родители обязаны вооружить своих отпрысков базовыми вспомогательными средствами для культурной жизни. Нужно уметь читать и писать, знать арифметику и т. д. Что делать с этими знаниями? Все варианты открыты, судьба детей неведома нам. Кому-то из них это пригодится больше, кому-то меньше.

Кто из выпускников средней школы помнит, как решать квадратные уравнения или вычислять площадь трапеций? Но пусть будет. Даже тригонометрия. Быть может, дети потянутся в университет, станут учеными, писателями, мыслителями — кто знает? Родители обязаны обеспечить основу.

И это верно.

Но если это верно в отношении общих знаний, разве не будет это в семь раз правильнее в отношении познания Торы?

Ведь, в конце концов, ребенок рождается не в пустом пространстве. Он сын нашего древнего народа, обладающего чудесным наследием, традицией в десятки поколений, укорененной верой и прекрасным прошлым. Разве не является базовой обязанностью родителей сообщить ему об этом? Во всем этом нужно дать ему основы. Пусть узнает порядок молитвы, узнает, что такое Тора, познакомится с Мишной и Гмарой, с Мидрашем и Агадой.

А что потом? Как и в любом базовом образовании. Может быть, ребенок пойдет к высшему образованию, а может — обратится к другим горизонтам. Но основа у него должна быть — первичное знакомство с традицией.

Что превращает хорошее образование в превосходное?

Вы скажете: программа обучения, его главный посыл. Это верно, но не только это.

Скажете: часы обучения, длинный учебный день.

Тоже правильно, но и это не все. Главное зависит от фигуры учителя, от его преданности своему делу — видит ли он образование как святую задачу, как миссию своей жизни?

Так видят это учителя ортодоксального образования. И вот вам реальная история.

Десятки лет назад финансовая ситуация в ортодоксальном образовании была плачевна. Учителя не получали зарплаты по полгода. Магазины переставали продавать им еду в долг. Все продавцы просили наличных денег, но их не было. Что оставалось делать?

Представители школ собрались и решили, что выхода нет. Придется закрывать систему. Но ведь отказ от изучения Торы — это грех, что насчет этого? Кто возьмет на себя ответственность за то, что дети из религиозных школ перестанут учить Тору? Так невозможно! Лучше голодать, но продолжать учиться!

И тогда кто-то предложил идею — продолжать преподавать только святые книги, а светские предметы после полудня отменить. Ничего страшного, дети не будут учить английский, пока нам не выплатят хотя бы часть долга, и мы не достигнем соглашения. Ведь нельзя же продолжать так, как есть. Проголосовали и решили. Но это были религиозные учителя, которые ничего не делают по собственному решению. Они послали делегацию, которая предстала перед равом из Поневежа. Он выслушал их трагедию и стал плакать вместе с ними. Когда прозвучало предложение отменить светские предметы, рав встал, оперся руками о стол, наклонился к ним и спросил с дрожью в голосе:

«А дети? Отправите их на улицу?!»

Идея сразу исчезла. Учителя продолжили преподавать, без всяких забастовок.

Вот кто такие учителя ортодоксального образования. Таким не жалко доверить наших драгоценных детей (Майян а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

31 мая, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.