«И повторяйте их вашим детям, и говорите о них» (6:7). В просвещенном мире есть аксиома: образование должно быть обязательным. Но в просвещенных странах этот закон существует от силы сотню лет, а у нас, в народе Израиля, ему уже исполнилось более двух тысяч лет (Бава Батра 21 а). Однако все понимают его необходимость: родители обязаны вооружить своих отпрысков базовыми вспомогательными средствами для культурной жизни. Нужно уметь читать и писать, знать арифметику и т. д. Что делать с этими знаниями? Все варианты открыты, судьба детей неведома нам. Кому-то из них это пригодится больше, кому-то меньше.
Кто из выпускников средней школы помнит, как решать квадратные уравнения или вычислять площадь трапеций? Но пусть будет. Даже тригонометрия. Быть может, дети потянутся в университет, станут учеными, писателями, мыслителями — кто знает? Родители обязаны обеспечить основу.
И это верно.
Но если это верно в отношении общих знаний, разве не будет это в семь раз правильнее в отношении познания Торы?
Ведь, в конце концов, ребенок рождается не в пустом пространстве. Он сын нашего древнего народа, обладающего чудесным наследием, традицией в десятки поколений, укорененной верой и прекрасным прошлым. Разве не является базовой обязанностью родителей сообщить ему об этом? Во всем этом нужно дать ему основы. Пусть узнает порядок молитвы, узнает, что такое Тора, познакомится с Мишной и Гмарой, с Мидрашем и Агадой.
А что потом? Как и в любом базовом образовании. Может быть, ребенок пойдет к высшему образованию, а может — обратится к другим горизонтам. Но основа у него должна быть — первичное знакомство с традицией.
Что превращает хорошее образование в превосходное?
Вы скажете: программа обучения, его главный посыл. Это верно, но не только это.
Скажете: часы обучения, длинный учебный день.
Тоже правильно, но и это не все. Главное зависит от фигуры учителя, от его преданности своему делу — видит ли он образование как святую задачу, как миссию своей жизни?
Так видят это учителя ортодоксального образования. И вот вам реальная история.
Десятки лет назад финансовая ситуация в ортодоксальном образовании была плачевна. Учителя не получали зарплаты по полгода. Магазины переставали продавать им еду в долг. Все продавцы просили наличных денег, но их не было. Что оставалось делать?
Представители школ собрались и решили, что выхода нет. Придется закрывать систему. Но ведь отказ от изучения Торы — это грех, что насчет этого? Кто возьмет на себя ответственность за то, что дети из религиозных школ перестанут учить Тору? Так невозможно! Лучше голодать, но продолжать учиться!
И тогда кто-то предложил идею — продолжать преподавать только святые книги, а светские предметы после полудня отменить. Ничего страшного, дети не будут учить английский, пока нам не выплатят хотя бы часть долга, и мы не достигнем соглашения. Ведь нельзя же продолжать так, как есть. Проголосовали и решили. Но это были религиозные учителя, которые ничего не делают по собственному решению. Они послали делегацию, которая предстала перед равом из Поневежа. Он выслушал их трагедию и стал плакать вместе с ними. Когда прозвучало предложение отменить светские предметы, рав встал, оперся руками о стол, наклонился к ним и спросил с дрожью в голосе:
«А дети? Отправите их на улицу?!»
Идея сразу исчезла. Учителя продолжили преподавать, без всяких забастовок.
Вот кто такие учителя ортодоксального образования. Таким не жалко доверить наших драгоценных детей (Майян а-Шавуа).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.