«Ибо Господь обещал благополучие (дибэр-тов аль) Израилю» (Бэмидбар 10, 29). «Дибер-тов аль» в дословном переводе означает «говорил доброе о…». Это выражение встречается в Танахе дважды: первый раз — в стихе, приведенном выше, второй — в Книге Эстер (7, 9: «говорил во благо царю»). Раби Цви-Элимелех из Динова писал в своем комментарии к Торе «Агра дэ-кала», что из сопоставления этих двух стихов следует: каждый, кто говорит доброе об Израиле — как будто говорит доброе о Царе — Владыке мира. Верно и обратное: каждый, кто дурно говорит о народе Израиля, — как будто дурно говорит о Самом Царе!
Подобным образом раби Дов-Бер Трейвиш в своей книге «Равид а-Заhав» объясняет стих «И кто нанесет увечье ближнему своему, как сделал он, так да сделано будет с ним» (Ваикра 24, 19): кто нанес увечье человеку — как будто нанес увечье Всевышнему, да будет благословен Он…
Отсюда ясно, что на каждом из нас лежит обязанность: оправдывать действия ближнего, не торопиться с предположениями вроде «он хотел разозлить или оклеветать меня».
Рав Зильбер из США прислал интересный рассказ о таком «поспешном» выводе. Герои — два уважаемых председателя раввинских судов. Один приехал в гости в Нью-Йорк ко второму. И, желая оказать уважение хозяину, пошел молиться в его синагогу.
И вот гость замечает, что хозяин накладывает тфилин Рабейну Там во время повторения молитвы кантором. А ведь это запрещено Галахой (еврейским Законом) и автор При Мегадим отзывается об этом очень резко (Мишна Брура 34, 14).
Гость решился сделать замечание хозяину, но тот ответил, что поступает согласно обычаю определенной хасидской общины — и назвал эту общину. На что гость отреагировал: «Они грешники (hэм рэшаим)!» Услышав это, хозяин сильно разгневался — настолько, что решил с гостем больше не разговаривать.
Гость понял, что хозяин в ярости, и спросил о причине этого. Тот взглянул еще более сердито и ответил: «Вам действительно неизвестно, почему я сержусь на вас?» Увидев, что гость на самом деле не понимает, что произошло, хозяин все-таки разъяснил, что возмущен его словами о той хасидской общине.
Гость был поражен:
— Я сказал, что они грешники?! Как такое может в голову прийти! Как вы могли подумать, что я способен такое сказать?!
— Но я же своими ушами слышал, что вы сказали? — произнес удивленный хозяин.
Прошло несколько секунд прежде, чем гость понял, что все-таки случилось. И сказал хозяину: «Когда вы сказали, что заимствовали обычай накладывать тфилин во время повторения молитвы кантором у той хасидской общины, я сказал: hэм рашаим — “они вправе (так поступать)”. Не “рэшаим” — грешники, последняя буква корня “аин”, а “рэшаим” — имеющие право, последняя буква корня “алеф”…» Т.е., раз таков их обычай, значит, они вправе это делать: ведь руководители этой общины — люди, великие в Торе и постижении. Но мы не имеем права так поступать, в нашей общине это не принято…
Рассказ дает представление о том, как далеко надо идти, оправдывая для себя поступки ближнего. Ведь хозяин действительно имел все основания думать, что гость оскорбляет хасидскую общину, придерживающуюся этого обычая! Какие могут быть оправдания, когда он сам всё слышал!
Тем не менее, хозяину следовало попросить гостя объяснить свои слова, тогда все прояснилось бы немедленно (Бархи Нафши).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.