«И пошел Моше, и произнес эти слова всему Израилю» (31:1). В книге «Нитфей Маим» написано: «Представь себе: Моше Рабейну было 120 лет, и он вел народ сорок лет, как няня носит ребенка. Несмоненно, некоторые были очень близки к нему, были преданными учениками. Были главы народа, старейшины, главы колен и судьи. От командующих тысячами до командующих десятками все занимали свои ступени. Но Моше Рабейну пошел попрощаться со всем народом Израиля до последнего человека — никого не пропустил. Каждый был для него любим, как единственный ребенок».
Мудрецы Израиля в каждую эпоху проявили свое величие также и в воспитании молодого поколения. Их поведение и отношение к молодежи и к каждому в отдельности было образцовым. Они спускались в запутанные лабиринты сердца каждого, чтобы понять его душевные нужды и желания. Такое поведение влияло и на всех остальных воспитателей в поколении.
На уроке в одном из учебных классов внезапно прозвучал телефонный звонок. Он пробивался из портфеля одного из учеников. Поскольку изучающему Тору запрещено приносить с собой такое устройство, все товарищи посмотрели на него с удивлением, а сам он почувствовал стыд.
Ясно, что и учитель не мог проигнорировать звонок. Он подошел к смущенному ученику с улыбкой на лице, погладил его ласково и спросил, что все это значит. Умеренная реакция преподавателя и то, что он не набросился сразу с гневом и претензиями, успокоили ребенка. Тот с первого момента заявил, что не знает, как телефон попал к нему в портфель.
Преподаватель сделал вид, что полностью верит ему, но вследствии строгости со стороны начальства к таким нарушениям попросил его спуститься к директору и изложить, что случилось.
Ребенок постучал в дверь директора. Тот также принял его с улыбкой, а затем позвонил к мальчику домой. Трубку подняла его мать. Услышав, что мобильный телефон звонил в сумке ее сына, она отреагировала с удивлением, смешанным с радостью: «Теперь я понимаю, что случилось!..» Она объяснила директору, что когда рано утром собирала портфель для сына и положила туда пакет с едой и все остальное, она с удивлением обнаружила, что мобильный телефон, бывший у нее в кармане, исчез.
«Я искала его дома повсюду, но только не в этом портфеле. Мне даже в голову не пришло, что телефон просто упал туда, когда я наклонялась, чтобы положить туда еду».
Было очевидно, что ребенок не виноват. Теперь представим, что было бы, если бы учитель и директор ему не поверили. Ему причинили бы огромный стыд, это могло бы заставить его уйти из школы и совершенно испортиться, и все это — без какой-либо вины с его стороны. Но поскольку сотрудники школы отнеслись к ученику с доверием, он не пострадал, и вся история закончилась счастливо (Леханех Бесимха).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.