«Собери народ — мужчин, женщин и детей» (31:12). Гаона раби Шломо Залмана Ойербаха как-то спросили: «В Гмаре мы учим: пожелал Святой, благословен Он, удостоить Израиль, поэтому преумножил для него Тору и заповеди (Макот 23 б). Обычно в мире, когда кто-то хочет удостоить другого, он облегчает его бремя, а не отягощает. А здесь хотел удостоить и прибавил тяжести?!»
По правде сказать, вопрос этот известен, и ответов на него много. И все они правильные. Раби Шломо Залман добавил к ним еще один правильный ответ.
Всякая заповедь, — сказал он, — добавляет еще долю в будущем мире, с которым ничто в нашей жизни не сравнится. На самом деле Всевышний мог и сократить число заповедей. Шаббат, кашрут, тфилин, поведение в семье — об этом нам нужно было сообщить. Но Тора с ее законами не оставляет ни одного поступка без правил и указаний. Какой ботинок обувают сначала и какой шнурок завязывают? Какую часть тела нужно мыть прежде остальных и на какую руку лить воду? Зачем все это? Чтобы удостоить евреев и умножить их награду!
Это не новые действия, которые Тора от нас требует. Это действия, которые мы и так совершаем. Тора лишь устанавливает, как именно нужно выполнять их, чтобы они тоже вошли в систему заповедей и прибавились к нашей награде.
И на это есть точные указания у наших учителей к этой недельной главе: «Собери народ — мужчин, женщин и детей». Мужчины приходят, чтобы учиться, женщины — чтобы слушать. Зачем же приходят дети? Чтобы принести награду тем, кто их приводит. Рав Яаков из Лисы объяснил: «Если уж мужчины приходят учиться, а женщины слушать, зачем нужно отдельно говорить и приведении детей? Ведь если родители приходят, они неизбежно приведут с собой и детей! Ответ в том, что это дает награду приведшим их. Это будет заповедь, и за нее получат награду…»
Что это за награда? Саба из Кельма сказал («Хохма у-Мусар» 1:75), что для родителей нет большей награды, чем воспитать детей в Торе и трепете. Пусть грандиозное собрание перед Моше останется запечатлено в юных душах и проложит им путь в воспитании.
Эта точка зрения прямым текстом отражена в Писании: «А сыновья ваши, которые не знали, услышат и научатся бояться Б-га Всесильного вашего все свои дни». Рамбан и Сфорно объяснили, что речь здесь идет о детях. Также написано и в «Ор а-Хаим»: «Это соответствует маленьким детям. И хотя они еще не достигли возраста обучения, все же пусть научатся бояться Б-га. Их нужно воспитывать к этому. Когда дети с малых лет учатся этому, трепет поселяется в них на все дни»
Как чудесно сказанное, и насколько ко многому обязывает! (Майян а-Шавуа)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.