Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мужчины приходят, чтобы учиться, женщины — чтобы слушать. Зачем же приходят дети?

«Собери народ — мужчин, женщин и детей» (31:12). Гаона раби Шломо Залмана Ойербаха как-то спросили: «В Гмаре мы учим: пожелал Святой, благословен Он, удостоить Израиль, поэтому преумножил для него Тору и заповеди (Макот 23 б). Обычно в мире, когда кто-то хочет удостоить другого, он облегчает его бремя, а не отягощает. А здесь хотел удостоить и прибавил тяжести?!»

По правде сказать, вопрос этот известен, и ответов на него много. И все они правильные. Раби Шломо Залман добавил к ним еще один правильный ответ.

Всякая заповедь, — сказал он, — добавляет еще долю в будущем мире, с которым ничто в нашей жизни не сравнится. На самом деле Всевышний мог и сократить число заповедей. Шаббат, кашрут, тфилин, поведение в семье — об этом нам нужно было сообщить. Но Тора с ее законами не оставляет ни одного поступка без правил и указаний. Какой ботинок обувают сначала и какой шнурок завязывают? Какую часть тела нужно мыть прежде остальных и на какую руку лить воду? Зачем все это? Чтобы удостоить евреев и умножить их награду!

Это не новые действия, которые Тора от нас требует. Это действия, которые мы и так совершаем. Тора лишь устанавливает, как именно нужно выполнять их, чтобы они тоже вошли в систему заповедей и прибавились к нашей награде.

И на это есть точные указания у наших учителей к этой недельной главе: «Собери народ — мужчин, женщин и детей». Мужчины приходят, чтобы учиться, женщины — чтобы слушать. Зачем же приходят дети? Чтобы принести награду тем, кто их приводит. Рав Яаков из Лисы объяснил: «Если уж мужчины приходят учиться, а женщины слушать, зачем нужно отдельно говорить и приведении детей? Ведь если родители приходят, они неизбежно приведут с собой и детей! Ответ в том, что это дает награду приведшим их. Это будет заповедь, и за нее получат награду…»

Что это за награда? Саба из Кельма сказал («Хохма у-Мусар» 1:75), что для родителей нет большей награды, чем воспитать детей в Торе и трепете. Пусть грандиозное собрание перед Моше останется запечатлено в юных душах и проложит им путь в воспитании.

Эта точка зрения прямым текстом отражена в Писании: «А сыновья ваши, которые не знали, услышат и научатся бояться Б-га Всесильного вашего все свои дни». Рамбан и Сфорно объяснили, что речь здесь идет о детях. Также написано и в «Ор а-Хаим»: «Это соответствует маленьким детям. И хотя они еще не достигли возраста обучения, все же пусть научатся бояться Б-га. Их нужно воспитывать к этому. Когда дети с малых лет учатся этому, трепет поселяется в них на все дни»

Как чудесно сказанное, и насколько ко многому обязывает! (Майян а-Шавуа)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

31 мая, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.