«Не может первый муж, отославший ее, вновь взять ее» (24:4). Выступал рав Зильберштейн.
Гмара (Сукка 31 а) рассказывает о «некой бабушке», которая предстала перед равом Нахманом и стала кричать, что его ученики, решив построить сукку, украли у нее бревна, и потому они сидят в краденой сукке. На нее не обращали внимания, пока рав Нахман сам не ответил: «Крикливая женщина, ей полагается только плата за бревна».
Меня всегда удивляло: как мог рав Нахман говорить о ней таким образом, называя ее «крикливой»? Ведь «учтивость предшествует Торе», а такое выражение выглядит совсем невежливым.
Я все никак не мог это понять, пока однажды не попал домой к раву Элияшеву во время одного события. В тот день туда пришел рав Меир Брандсдорфер вместе с одной женщиной, которая, как оказалась, прошла гиюр и теперь стояла перед трудным вопросом.
После гиюра она вышла замуж, но неудачно, и в итоге развелась. Вышла второй раз, но у мужа оказался некий недостаток, о котором она не знала прежде. Она утверждает, что этот брак был «ошибкой», и потому ей не требуется разводное письмо (гет).
Выяснилось, что эта женщина хочет вернуться к своему первому мужу, но поскольку Тора говорит прямым текстом, что если она второй раз вышла замуж и развелась, или второй муж умер, то «не может первый муж, отославший ее, вновь взять ее», она решила доказать, что второго брака фактически не было, а значит, ей можно вернуться к первому мужу.
Когда женщина обратилась к раву Элияшеву с этим вопросом, он сидел, положив голову между рук, выслушал ее и постановил, что ей требуется разводное письмо, и что она не может расстаться со вторым мужем, утверждая, будто их брака не было.
Женщина, услышав такое, разразилась слезами. В следующий момент она повысила голос и стала кричать на рава: «В Торе написано любить гера! Как же Вы можете поступить так со мной?!»
Рав Элияшев не реагировал на ее крик, все время держа голову между ладоней. И пока она продолжала плакать и кричать, он обратился к раву Брандсдорферу: «Скажи ей, чтобы прекратила морочить голову. Ей нужен гет, и ничто другое не поможет. Запреты Торы — прежде всего, и лишь затем — любовь к геру».
Спустя всего несколько секунд после этого, женщина внезапно успокоилась и сказала, что принимает постановление рава. Она лишь просит, чтобы он благословил ее найти себе подходящего мужа. Услышав это, рав Элияшев убрал руки от головы и произнес: «Конечно, мы поможем Вам найти нового мужа. Весь еврейский народ поможет. Ведь в Торе написано любить гера». Из дома рава женщина выходила с радостным лицом, и было видно, что это решение вернуло ей покой.
Рав Нахман сделал с той самой «бабушкой» то же, что и рав Элияшев со своей посетительницей. Ясно, что знал о заповеди любви к геру, но в тот момент понимал, что лишь резкое выражение поставит точку в этой ситуации, и потому высказался таким образом (Леханех Бесимха).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.