«Голос Всесильного говорит» (4:33). В Мидраше (Шмот Раба 29:1) рассказывается, как идолопоклонники пристали к раву Симлаю и сказали: «Разве ты не согласен с нами, что есть много богов?»
«Откуда у вас такие глупости?» — спросил он.
«Из вашей Торы, — сказали они, — из предстояния перед горой Синай. Ведь там сказано: “Слышал ли народ голос Элоким?”, а Элоким — это, как известно, множественное число».
Рав Симлай разбил тотчас их доводы, приведя аргумент из той же самой фразы: «Разве там написано “говорящих”? Там написано в единственном числе: “Слышал ли народ голос Элоким, говорившего из огня”, значит, Элоким — это один Б-г».
Это страшный Мидраш, поскольку он учит нас, как велика сила злого начала. Ведь вера во множество богов, в противоборствующие силы, идет против элементарной логики. Каждый, кто размышляет о чудесном единстве, о царящей в мире гармонии, и как все сочетается вместе, явно видит единую руку, создавшую и направляющую все это. Вера во множество правящих сил — примитивная и отсталая, и просвещенная часть человечества от нее давно отказалась.
Но приходят еретики, смотрят в Тору, провозлашающую с неподражаемой ясностью в этой главе: «Б-г Всесильный наш, Б-г один», и как будто находят в ней доказательства своей глупости.
Далее Мидраш спрашивает: почему все-таки здесь стоит именно имя Элоким (Всесильный), указывающее, что Творец властвует над всеми силами, а не имя Авая (Б-г)? Ответ базируется на фразе «голос Б-га в силе» (Теилим 29:4). Мидраш объясняет: «Если бы было написано: “Голос Б-га в Его силе” (то есть звучит со всей силой, какая есть у Творца), мир бы не устоял! Но “голос Б-га в силе” — он соразмерен силе каждого человека. Юноши учатся согласно своим способностям, а старцы — согласно своим. Поэтому и говорится: “Разве слышал народ голос Элоким?” — Владыки всех сил, который каждому открывается особым образом, в меру его силы выдержать».
И как во всех словах святой Торы, здесь тоже заключен вечный урок. У Торы, как известно, «длиннее земли мера и шире моря» (Иов 11:9). Мозг наших учителей был быстрым, как молния, их восприятие огромно, а глубина — безгранична. Самый запутанный вопрос они решали мгновенно, но тем не менее продолжали углубляться в разделы Гмары неделями. Это были сотни часов все более полного погружения и продумывания. Мы даже примерно не представляем, до каких уровней они дошли, к каким высотам воспарили.
Когда святой гаон рав Й. Л. Дискин, называемый «Сараф из Бриска», прибыл в Иерусалим, мудрецы Торы собрались вокруг него, и он выступал перед ними с трехчасовым уроком по Торе изо дня в день, в течение полугода. И все это было посвящено первому листу трактата Бава Батра. Когда полгода прошло, он сказал: «Можно было бы посидеть на этом листе еще полгода, но следующий лист уже ждет нас…»
А теперь давайте подумаем: если бы нам принесли учебник высшей математики, полный квадратных уравнений и формул, он был бы для нас подобен древним иероглифам. Но святая Тора, которая бесконечно глубже любой математики, понятна каждому ученику ешивы и даже обычному ребенку. Разве это не чудо, не явное подтверждение «голоса Б-га в силе», соразмерного воспринимающим способностям каждого?
Как прекрасно думать, что я накладываю такие же тфилин, как и Моше Рабейну, и что я учу ту же Тору, что и он, но со своим пониманием. Уровень у каждого свой, но тем не менее сама Тора остается одна и та же (Майян а-Шавуа).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.