«Этот народ, как лев, встанет» (23:24). Есть два основных комментария к этой фразе. Они взаимосвязаны и один зависит от другого. Согласно первому, Тора говорит о победе в войне с противниками, а по второму — в войне человека со своим злым началом. Одно связано с другим, поскольку от победы в великой войне против зла в себе зависит победа в малой войне против внешних врагов. «Народ, как лев, встанет» — Раши комментирует: «Когда они встают утром после сна, то проявляют львиную силу, чтобы хватать заповеди — одеть талит, прочесть Шма, наложить тфилин».
Эти действия — талит, тфилин, молитва — настолько привычны, что сравнение со львиной силой кажется удивительным. Маараль из Праги написал, что именно это нам и хотели сообщить: нельзя пренебрегать заповедями, которые выглядят незначительными и привычными. Мы должны помнить, что они производят в верхних мирах могучее воздействие, подобное действию льва. Мы даже не представляем себе, сколько заслуг и света, сколько защиты и блага приносим себе, своим семьям и всему народу Израиля с помощью талита, тфилина и молитвы.
Давайте послушаем рассказ о заповеди почтения к родителям и о том, как велика награда за нее. Он содержится в книге «Услышал я от рава», написанной равом И. Ц. Брастицким по выступлениям рава Э. Ш. Литовского, жившего в Лодзе.
Когда нацисты взяли под контроль Лодзь, и перевели евреев в гетто, состояние здоровья рава Брастицкого ухудшилось. Однажды он позвал свою дочь Этель и попросил ее выйти из гетто и принести ему кусок хлеба. Дочь ответила, что легче уж достать золото или алмазы, чем кусок хлеба. «Ведь ты же знаешь, папа, — сказала она, — что это связано с настоящим риском для жизни».
Но отец сказал ей: «Дорогая моя дочь, ты знаешь, что всю свою жизнь я переносил страдания молча, ради имени Творца, с любовью. Но сейчас я чувствую, что моя душа готовится покинуть тело, и хочу удостоиться в последний раз воздать хвалу Б-гу в благословении на хлеб».
Услышав это, Этель решила исполнить желание отца, и будь что будет. Она вышла из гетто и через несколько минут наткнулась на нацистского солдата. Он взвел оружие и крикнул ей грубо: «Еврейка! Что ты тут делаешь?»
Молодая девушка сильно испугалась, понимая, что ее жизнь для этого немца ничего не стоит. Он способен нажать на курок, и глазом не моргнув. Но именно благодаря этому Этель собралась с духом и решила сказать правду.
Она сказала солдату, что ее отец лежит на смертном одре, и что он просил ее принести кусок хлеба. И поскольку Тора заповедала почитать родителей, если она этого не сделает, то потеряет свою долю в будущем мире. Поэтому она решила подвергнуться опасности и выйти из гетто, чтобы принести отцу хлеб.
Такие слова сказала Этель нацистскому солдату. Она знала, что, весьма вероятно, услышав это, он возгорится гневом и выпустит в нее все свои патроны. Но произошло чудо: он выслушал ее, и его сердце смягчилось. Он сам протянул ей кусок хлеба и позволил вернуться обратно в гетто. Ее отец омыл руки и, благословив Творца с радостью, вернул свою душу Ему в руки (Леханех Бесимха).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.