«Поэтому говорят рассказчики притч: пойдем в Хешбон!» (21:27). В Сефер Харедим (35:30) приводится от имени Зоара комментарий к этой фразе. Там говорится об обязанности человека заниматься самоанализом вечером перед отходом ко сну. Нужно просмотреть, как прошел день, и если были совершены какие-то грехи — исповедаться в них и совершить тшуву. Пусть человек поразмыслит, как ему улучшить свой путь на будущее и как избежать препятствий, о которые он споткнулся в этот раз.
У каждого человека и у каждой семьи есть разные, непохожие друг на друга испытания. Один сталкивается с экономическими трудностями, а другой — в воспитании детей. Один вынужден много времени тратить на проблемы со здоровьем, тогда как у другого вся энергия уходит на иные занятия.
Всегда, когда слышишь об испытании, которому подвергся кто-то другой, очень легко сказать: «Да, это испытание, и нужно его выдержать». Но когда беда приходит к тебе самому, не всегда удается выстоять перед ней. И это несмотря на то, что силы для этого, несомненно, даны каждому, поскольку Всевышний не насмехается над Своими творениями и не ставит никого перед испытанием, которого тот не может выдержать.
Одно из серьезных испытаний для родителей — когда у них рождается ребенок с синдромом Дауна. Впрочем, хотя вначале возникает шок, и проигнорировать его трудно, многие родители принимают ситуацию с верой в Творца. Они приходят к решению, что поскольку такая судьба постановлена им Свыше, значит, им хватит сил выдержать это суровое испытание. Они не стыдятся своего ребенка, ходят с ним на прогулки, водят его в синагогу и делают все возможное, чтобы усвоить самим и показать другим, что в нем живет чистая и святая душа, пришедшая в этот мир исправить определенные недостатки. А значит, здорово и прекрасно, что мы — те самые родители, которым выпала честь помогать этой душе и вести ее к исправлению.
Расскажем в дополнение то, что поможет нам понять, насколько важны такие души.
Однажды к Мааралю из Праги пришел вопрос о курице. Он увидел, что курица кашерна, но вместо того, чтобы, как обычно, дать ясный и четкий ответ, он указал спрашивающему пойти в некий дом, в котором живет глухой и немой ребенок и задать ему этот вопрос. Это выглядело совершенно поразительно, но поскольку эти слова были произнесены ни кем иным, как святым Мааралем, решили поступить, как он сказал.
Ребенку было девять лет, и во всем городе знали, что за всю жизнь он рта не открыл, чтобы произнести что-либо, и ни разу не слышал ни единого слова. Но в этот раз он выслушал вопрос, осмотрел курицу и проговорил всего лишь одно слово: «Кашерна», после чего его душа тотчас отлетела на небо…
Этот странный случай стал известен по всей округе, и Маараля попросили объяснить, в чем тут дело. В прошлом своем воплощении этот ребенок был учителем, знатоком Торы и праведником, который толковал ее законы. Все свои дни он занимался преподаванием и распространением Торы. И когда после смерти он попал в мир истины, на Небесах решили, что его следует отправить в рай. Но в тот момент явился обвинитель с серьезным аргументом.
Однажды накануне шаббата незадолго до заката солнца к этому праведнику пришла вдова с курицей, а он из-за нехватки времени не рассмотрел ее, как следует, и постановил, что это трефа (запрещенная в пищу). На самом деле он ошибся, а у вдовы другой курицы не было, и в шаббат ей нечего было есть. Из-за этого, несмотря на его совершенную праведность, на небесном суде постановили, что он должен еще раз спуститься в наш мир.
Рав содрогнулся и затрепетал, сказав перед судом, что боится возвращаться в материальный мир и вновь подвергаться его испытаниям — вдруг на сей раз он не сможет сохранить праведность? Его доводы, — рассказывал Маараль, — были услышаны, и суд решил, что для искупления страданий, причиненных вдове, праведник снова спустится в мир, но будет глухим и немым, чтобы не мог согрешить. Когда ему зададут вопрос о курице, и он ответит, что она кашерна, его задача будет выполнена, и он сразу же отправится в рай (Леханех Бесимха).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.