«Святы будьте, ибо свят Я, Б-г Всесильный ваш» (19:2). Глава Кдошим начинается с общего повеления: «Святы будьте». Что это за святость, и в чем она находит свое выражение? На это отвечает следующая фраза: «Каждый мать и отца своих бойтесь и шаббаты Мои соблюдайте». Святость укореняется в нас благодаря соблюдению заповедей. Ведь так на них и благословляют: «Который освятил нас Своими заповедями». Каждая заповедь добавляет еще один камень в здание святости человека. Однако давайте посмотрим: Тора выбрала одну заповедь, касающуюся хороших качеств и добродетелей — почтение к родителям и страх перед ними, и еще одну, связанную с отношением к Творцу, — соблюдение шаббата. Человек освящается только двумя этими заповедями вместе, причем хорошие качества должны идти прежде — ведь «земной путь предшествовал Торе» (Ваикра Раба 9:3).
В этом заключается смысл того, что книга Берешит предшествует остальным — книге Шмот, в которой говорится о даровании Торы, и книге Ваикра, где даются законы жертвоприношений. Берешит — это книга наших святых праотцев и их деяний. Поэтому она называется «прямой книгой» (Сефер а-Яшар) — она связана с праотцами, шедшими прямым и верным путем. Они отличались поступками милосердия и сочувствия к ближним, и из их поведения мы выводим бессчетное множество нравоучительных уроков о том, как нужно помогать людям, быть честными и справедливыми.
Это и означает, что «земной путь» предшествовал Торе. Об этом написал рав Цадок а-Коэн из Люблина в книге «Ор Заруа ле-Цадик» (п. 2). Это путь, согласно которому человек должен воспитывать себя. В возрасте тринадцати лет он принимает на себя бремя заповедей и становится обязан по Торе соблюдать их. А что до этого? До этого его воспитывают соблюдать их частично (Йома 8:4) — каждую заповедь, когда наступает ее время, согласно постановлению мудрецов. Но главный упор делается на хорошие качества и нравственность, поскольку это надежное основание для его жизни. Основа воспитания — личный пример родителей. Как мы учим, нельзя человеку обещать своему ребенку дать ему что-то, а потом не дать. Ведь так он приучает ребенка обманывать.
Все это верно для объяснения двух первых частей процитированной выше фразы: «Каждый мать и отца своих бойтесь и шаббаты Мои соблюдайте». Но вслед за ними идет и третья часть: «Я Б-г Всесильный ваш». О чем это нам говорит?
В другом месте сказано: «Шаббаты Мои соблюдайте и святилища Моего бойтесь, Я Б-г». Мудрецы толковали это так (Евамот 7 а): «Не шаббата ты бойся, а Того, кто заповедал шаббат. Не святилища ты бойся, а Того, кто заповедал (построить) святилище». В книге «Мешех Хохма» (Шмот 32:19) написано, что поэтому-то данная фраза и заканчивается словами: «Я Б-г». Ты трепещешь перед Б-гом, когда трепещешь перед Его храмом, а трепет перед храмом происходит от Его повеления.
Эти святые слова осветят наш взор, чтобы понять Тору: «Каждый мать и отца своих бойтесь» — приучите себя к добродетелям, к хорошим и правильным качествам, и страх перед родителями пусть будет их примером. «И шаббаты Мои соблюдайте» — это пример заповедей между человеком и Всевышним. «Я Б-г» — и то, и другое делайте из трепета передо Мной, потому что Я так велел.
Опечаленный ученик пришел к своему учителю — раву из Гура. В Писании сказано (Мишлей 6:23): «Ибо свеча — заповедь, а Тора — свет». Тора и заповеди излучают свет. А он учит Тору и исполняет заповеди, но тьма так сильна, словно его накрыли одеялом — ничего не чувствует. Рав ответил ему: «Постановлена Алаха: в случае сомнений в благословениях — облегчать. Если бы у наших мудрецов было хоть малейшее сомнение в том, что заповеди нас освящают, или если бы было какое-то меньшинство, которое они не освящают, от нас не требовалось бы благословлять перед их исполнением, произнося имя Б-га: “Который освятил нас Своими заповедями”. Если уж так установили, значит, заповедь — кем бы она не исполнялась — освящает и возвышает, без всякой тени сомнения!» (Сиах Сарфей Кодеш).
Несомненно, заповедь освящает, но остается вопрос: почему мы этого не чувствуем?
На это отвечает прекрасный пример Хатам Софера. Представьте себе бутылку с пахучим маслом, перед опьяняющим ароматом которого невозможно устоять. Пока она закрыта и закупорена, мы ничего не чувствуем. Но как только затычка выдернута, запах разлетается, и все приходят в восторг от такого аромата. В самом масле ничего не изменилось — оно обладало своими качествами прежде, как и сейчас. Но преграда устранена.
Точно так же «заповедь — свеча, а Тора — свет». Они несомненно освещают душу. Но пока она заточена в теле, мы ничего не чувствуем. И когда она выйдет из своей темницы — или же когда тело утончится настолько, чтобы не препятствовать свету — это сияние проявится! (Майян а-Шавуа)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.