«И сделай жертвенник… высотой в три локтя» (27:1). В Мидраш Танхума (гл. 10) сказано, что три локтя жертвенника соответствуют трем «избавителям» Израиля — Моше, Аарону и Мирьям.
Ясно, что Моше и Аарон были настоящими избавителями. Ведь это они ходили к фараону и убеждали его отпустить народ. Но откуда вдруг такой титул пришел к Мирьям?
Отсюда можно выучить важный урок: каждый, кто даже косвенно помогает обществу и ведет его к успеху, зовется «избавителем». Если помогаешь другому выполнить заповедь — словно сам ее выполняешь. Следующий рассказ показывает, как может помочь ученику даже очень скромное поощрение.
В последний год работы учителем в 8-м классе рав Шломо Йосеф Вайнштейн объявил об экзамене, который состоится в конце года. Как и было принято, отличившийся ученик, ответивший на все вопросы, получит приз.
В итоге лишь один ученик смог ответить на все вопросы экзамена. В присутствии родителей и других учеников он взошел на подиум и получил от рава книгу «Кицур Шулхан Арух».
С тех пор прошло 45 лет. За это время с равом Вайнштейном произошло много событий, связанных с ужасами войны. Однажды вечером в дверь его дома постучали. Религиозный еврей стоял на пороге: «Не здесь ли живет рав Шломо Йосеф Вайнштейн?»
Гость напомнил учителю, как 45 лет назад получил от него книгу. «И что привело тебя, спустя столько лет?» — спросил хозяин дома.
«Прежде всего, я бы хотел вернуть книгу, а об остальном поговорим чуть позже», — ответил гость.
Сказанное вызвало любопытство рава, но гость не заставил его долго ждать объяснений: «Я получил эту книгу обманом. Вот уже много лет я ищу Вас и проделал немалый путь, чтобы найти Ваш дом».
Рав был крайне удивлен. Обманом? Но ведь это был единственный ученик, ответивший на все вопросы!
«Верно, — сказал гость, — но на самом деле я ничего не знал. Я просто списал готовые ответы, и эта книга по праву не должна была стать моей…
Но я хотел бы также назвать и вторую причину моего появления. Я хотел поблагодарить Вас за все. Вот уже много лет я занимаюсь бизнесом, и мне улыбается редкий успех. На сегодняшний день меня считают богатым, и я проворачиваю особо “тяжелые” сделки. Моя удача обусловлена честным и справедливым подходом. Я никогда не брался за дело, которое таило в себе что-либо незаконное. И знаете ли, мой наставник и учитель, откуда я черпал силы, чтобы уступать и преодолевать себя? Только лишь из этой маленькой книжки! Мне было достаточно взглянуть на нее, лежащую у меня на столе, как я сразу вспоминал, в чем состоит мой долг, и чего Всевышний хочет от меня!» (Бархи Нафши)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.