Темы: Недельная глава, Итро, Оцарот
«Почитай отца и мать своих, чтобы продлились дни твои» (20:12). Почему Всевышний решил поступить в этой заповеди не так, как обычно, и сообщить о награде за нее? Ведь эта заповедь понятна сама собой, и даже язычники исполняют ее — как например, Дама бен Натина из Ашкелона (Кидушин 31 а), и как Эсав. Зачем понадобилось «соблазнять» еврея к ее исполнению обещанием долгих лет жизни?
Гаон рав Х. Й. Д. Азулай сказал следующее. Есть закон: «Если отец простил неуважение к себе, оно прощено» (Кидушин 32 а). В таком случае ребенок не нарушает заповедь почитать отца. Отец разрешает не целовать ему руки, не вставать, когда он входит в комнату, и не обращаться к нему с почтительными словами. Все эти правила почти забыты у наших современников. Какое уважение и почет воздавали наши предки своим родителям! Как вставали перед ними в страхе и трепете! Но теперь все это забылось и исчезло, и родители стали как «приятели» в лучшем случае…
Поэтому святая Тора спешит сказать нам: «Почитай отца и мать своих, чтобы продлились дни твои». Знай, что даже если родители простили, и ты не нарушаешь заповедь, ты все равно теряешь огромную и чудесную награду!
Поэтому давайте же вернемся к традиции почитания родителей в соответствии с нормами Алахи, даже если сами они этого от нас не требуют.
Был случай с одним человеком, который поссорился с родителями вследствие семейного раздора. Он взял на себя обет, что нога его не ступит в их дом. Для родителей это было болезненно, но они смирились со своим несчастьем. Дело дошло до того, что, встречая своего отца в шаббат, этот человек отворачивался от него и даже не говорил «шаббат шалом».
Отец уже не мог снести свою боль и стыд и пожаловался праведнику раби Салману Моцпи: «Что скажут видящие меня, о чем подумают люди? Какой позор!»
Праведник содрогнулся. Он сел и стал переписывать отрывки на тему важности почтения к родителям из Гмары, Мидраша и таких нравоучительных книг как «Решит Хохма» и «Шевет Мусар», а потом пошел к тому человеку. Сказал ему раби Салман: «Преклони ухо и послушай слова Б-га живого». Тот из уважения к праведнику выслушал, но проявил жесткость и несговорчивость — ведь он в ссоре с родителями и поведения своего не изменит.
Сказал ему праведник: «Я еще не закончил читать. Взгляни, что пишет Раши к словам “почитай отца своего” — “Если будешь почитать, продлятся твои дни, а если нет — укоротятся”. Ведь из утвердительного ты можешь понять и отрицательное». И добавил: «Наказывают только после предупреждения. Поэтому постарайся изменить поведение до следующего шаббата, в течение трех дней».
Прошло три дня, но и в святой шаббат тот человек продолжил игнорировать своего отца. А праведник увидел это и разгневался. Утром в первый день недели он заглянул в его магазин и увидел, что там полно покупателей. Раби Салман решил не позорить его на людях и вернуться чуть позже. А спустя четверть часа он увидел, как скорая помощь уезжает оттуда с громкой сиреной. Владельца магазина увозили, но душа уже оставила его (Майян а-Шавуа).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.