«Менаше — первенец» (48:14). Наш праотец Яаков, благословляя Эфраима и Менаше, поменял местами руки, «ибо Менаше — первенец». Обычно это понимают так: «Несмотря на то, что Менаше — первенец». Но автор книги «Хизкуни» приводит удивительное объяснение: «Ибо Менаше — первенец, поэтому он и поменял руки местами». В противном случае Яаков поменял бы местами своих внуков, поставив Менаше слева, и ему не пришлось бы протягивать руки в неудобном положении. Но поскольку Менаше действительно был первенцем, Яаков не хотел обидеть его и оставил справа, а сам изменил положение рук.
Одно из характерных качеств великих мудрецов Торы — особая внимательность в уважении к ближним. Чем выше человек поднялся и чем ближе находится в Б-гу, тем лучше он будет проявлять уважение к другим, остерегаясь оскорбить их.
Следующий случай произошел вечером в шаббат в доме гаона раби Авраама Ганиховского, главы ешивы Чебин в Иерусалиме. Каждый раз в шаббат он учился у себя дома в паре вместе со своим ученым другом. В тот вечер, о котором мы рассказываем, его товарищ по учебе как обычно пришел домой к раву Ганиховскому, но произошел досадный случай — он случайно нажал на кнопку у двери, и прямо в шаббат на весь дом раздался звонок.
Несмотря на звонок, хозяин не пошел открывать дверь, как обычно делал вечером в шаббат. Его гость подождал некоторое время и, поскольку ему не открыли, решил, что рав Ганиховский, видимо, по какой-то причине не услышал звонка. Тогда он принялся стучать в дверь. Но и на этот раз из дома не доносилось ни звука, и никто не шел открывать дверь.
Будучи уверен, что рав находится дома, его друг продолжал стучать. В итоге его старания возымели эффект…
После долгих минут стука рав, одетый в пижаму, открыл дверь, словно потягиваясь после сна и потирая глаза. Он сказал своему товарищу с интонацией извинения: «Прошу прощения, если пришлось долго стучать в дверь».
Глава ешивы использовал все средства, чтобы показать гостю, что заснул на кровати и именно по этой причине долго не открывал.
«Это выглядело крайне странно, — сказал его товарищ, — поскольку никогда не случалось такого, чтобы я приходил к нему домой и обнаруживал его спящим…»
Был еще довольно ранний час, около половины десятого вечера, и едва ли такой человек, как рав Ганиховский, пойдет в это время спать, да еще надев пижаму.
Все дело в том, что хозяин дома услышал звонок и понял, что если сразу откроет дверь, как он обычно делает, его гость почувствует себя в крайне неприятном положении из-за нарушения шаббата по ошибке. Чтобы этого избежать он притворился, будто заснул, — тогда гость подумает, что звонка никто не услышал, и ему не будет стыдно.
Более того, раву Ганиховскому проще было выставить себя в плохом свете, будто он заснул на кровати, лишь бы не вызвать неловкость у товарища.
Мы тоже сталкиваемся каждый день с ситуациями, в которых существует опасность вызвать стыд у кого-либо, если не будем следить за своими поступками. Все зависит лишь от внимания. Кто знает, насколько Всевышний рад нашему вниманию к окружающим, тот естественно сделает все возможное, чтобы не заставлять других стыдиться, даже в самых незначительных вещах.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.