«Ибо она не выйдет из уст потомства его» (31:21).
Рассказывал рав Галинский.
Как-то раз рав из Поневежа сказал мне:
— Реб Яков, заметьте — никогда еще не было такой помощи свыше для Торы, как в наше время!
Недостоин я, говорит рав Галинский, оспаривать его слова. Но ведь понимать их все же нужно?.. И я процитировал Меири (начало его комментария к Пиркей Авот), который писал, что мудрецы Талмуда насчитывали десятки тысяч людей, что подтверждает пример двадцати четырех тысяч учеников раби Акивы.
Он пояснил:
— И все-таки толковали же стих «Человека одного из тысячи я нашел» (Коэлет 7:28): «Принято, что тысяча начинает изучать Писание, из них сотня продолжает заниматься Мишной, из них десять — Талмудом, и только один займется законодательством» (Коэлет Раба 7:40). А сейчас — прекрасные времена! Когда вся эта тысяча продолжает заниматься Мишной и Талмудом — такого никогда не было. Это неповторимая помощь свыше!
Я спросил: если Мидраш действительно пишет, что так принято, и так было всегда, то почему именно теперь порядок жизни изменился?
Он выглядел взволнованным.
— Потому, — говорит, — что единственная вещь, за которую Всевышний поручился — это Тора! Написано ведь: «Когда же постигнут их многие бедствия и скорби, тогда песнь сия будет против них свидетельством, ибо она не выйдет из уст потомства их»!
На протяжении всей истории евреи держались за Тору, и все происходило в естественном порядке. Но сегодня, когда царствует цинизм, Всевышний должен вмешаться — ведь Он поручился! А если Он действует Сам, то все бьет через край!
Я говорю, что вспомнил цитату из Талмуда, которая ясно доказывает его мысль.
Он заинтересовался: «Давай послушаем», — сказал.
Я начал с того, что мишна в конце трактата Таанит говорит, что в Йом-Киппур и пятнадцатого Ава дочери израилевы водили хороводы в виноградниках, а неженатые юноши стекались к ним. Хороводы водили маленькими группами. «Учили мудрецы: красавицы что говорили? Женщину ценят лишь за красоту. Родовитые говорили: обратите внимание на семью, ведь женщину ценят лишь за сыновей. Неприглядные же — что они говорили? Возьмите свой товар во имя небес, да только украсьте нас золотом!» (Таанит 31 а)
Какое нахальство! Ни красоты, ни происхождения. Им потребуется чудо, чтобы кто-либо хотя бы задумался о них. А они требуют еще и достойное приданое и полное обеспечение, не менее…
Но ответ прост: именно потому, что они ждут чуда — разве рука Б-га коротка? Если уж чудо, то без границ! (Ве-игадта)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.