Темы: Возвращение потери, Находка, Потеря, Ки теце, Оцарот, Элиягу аНави
«Верни их брату своему…» (22:1)
Рассказывает рав Галинский.
В свое время, когда я, будучи ребенком, изучал трактат Бава Меция, я страстно хотел найти какие-нибудь старые очки — такие, чтоб на них были признаки хозяина, но чтобы никто их не искал. По закону они должны лежать и храниться у нашедшего до тех пор, пока не придет Элияу.
Спросите: зачем? Что мне делать с этим старым хламом? Сейчас объясню.
После Биркат а-Мазон мы каждый раз говорим: «Милосердный, да ниспошлет нам пророка Элияу, который принесет добрые вести, спасение и утешение» (как об этом говорит Малахи 3:23). Знаете, что будет, когда придет Элияу?
Все мудрецы поколения бросятся к нему, чтобы он разрешил их сомнения в законах Торы. Ведь сказано, что «неразрешимый вопрос» (תיקו) в Гмаре — это аббревиатура слов «Тишби разрешит трудности и неясности».
Об этом я спрашивал рава из Поневежа: «Почему говорят Тишби, а не Элияу? Почему его называют по имени его города — Тошав из Гилада?» (см. Раши, Млахим 1, 17:1).
Он ответил мне воодушевленно: «А к кому придет Элияу в первую очередь? Ясно ведь — он придет в святые ешивы! А в ешивах всегда было принято называть мудрецов по их городам. Гаон из Вильны, раби Хаим из Воложина, раби Хаим из Бриска и т. д.»
И вот, пророк Элияу придет, и все великие мудрецы окружат его, соревнуясь перед ним в знании Торы. Из уст их будут выходить языки пламени. И тут подойду я, чтобы самому взглянуть на сияние его лица. Что за дерзость! Чего ты хочешь — увидеть лицо Элияу? Звучит безумно!
Но в тот момент я достану старые очки из своей сумки. Вот чего они дожидались — «пока не придет Элияу». Делать нечего, ради них мне позволят подойти и увидеть лицо пророка… (Ве-игадта)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.