«Когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Б-га Всесильного твоего» (Дварим 8:10)
Выступает рав Галинский.
В Шулхан Арухе присутствует странный закон — в том смысле, что алаха установлена, но ситуация для нее не совсем ясна: «Съел [хлеб] и не уверен, благословил Биркат а-Мазон или нет — обязан благословить, ведь это повеление Торы; как написано: “Когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Б-га Всесильного твоего”» (Орах Хаим 184:4).
Спросите, чего же здесь удивительного? Я вам расскажу.
Хатам Софер был погружен всем своим существом в мир Торы, занимаясь анализом алахи, преподаванием и написанием респонсов. Однажды, после лекции для студентов ешивы, он возвратился в кабинет, крайне утомленный. Просмотрел алахические вопросы, направленные ему со всех концов еврейского мира, и рассеянно откусил от пирожного, которое ему поднес слуга — все его мысли были заняты запутанными проблемами.
Слуга заметил и расстроился: ведь такое вкусное пирожное нельзя просто глотать, не замечая — его нужно пробовать с намерением насладиться вкусом и ощущать удовольствие от каждого кусочка! Рав вообще не заметил пирожного, ему все равно — ест он или нет. Ведь слова Торы услаждают нёбо его подобно меду из сот. Потому решил слуга поступить с пирожным «по чести» и съесть его с достойным намерением. Как решил, так и сделал.
Хатам Софер уселся поудобней и продолжил разбирать многочисленную корреспонденцию. Парень же вынес пирожное на тарелке и съел его сам в другой комнате. А пустую тарелку с крошками вернул на край рабочего стола.
Хатам Софер завершил просмотр писем, во время которого он сформулировал алахические ответы. Посмотрел на парня и спрашивает:
— А где пирожное?
Тот изумился, но виду не дал:
— А Вы, рав, его съели — разве не помните?
Вот наглец!
Хатам Софер ему ответил:
— Сказать по правде, я не помню, ел ли, ведь я был занят письмами…
Парень вздохнул с облегчением.
— …но я точно знаю, что не произносил благословение — а если так, то и не ел!
Я же спрашиваю: если Хатам Софер не помнил, поел ли он, но точно помнил, что не благословлял — как же с нами происходит, что мы не помним о благословении, но наверняка помним, что поели?
Ну, помилуйте, что за вопрос! Потому лишь, что все внимание Хатам Софера посвящалось благословению, а наше посвящается еде. Хатам Софер жевал что-то, размышляя о Торе, мы же бормочем что-то, а чем занят наш мозг тем временем?
А ведь перерыв при произношении Биркат а-Мазон равноценен перерыву во время молитвы Амида!
Более того, от имени Магида из Межерича говорят, что Биркат а-Мазон требует большего сосредоточения, чем молитва — ведь молитва установлена мудрецами, а Биркат а-Мазон — повеление Торы. Хотя, может, и не следует говорить об этом из-за того, о чем я сейчас расскажу.
Хафец Хаим просил молодых людей, занятых продажей его книг в еврейских местечках, чтобы они выступали с разъяснениями о том, насколько важно оберегать свой язык от злословия.
Один из них приехал в городок, где жили люди необразованные. Собрал их и начал говорить:
— Господа! Кашрут еврейской кухни, слава Б-гу, вещь общепринятая — мы не опасаемся, что кто-либо станет покупать некошерное мясо, уж и подавно — свинину.
— Б-же упаси, — отозвались собравшиеся.
— Все также полностью разделяют между мясом и молоком и следят за соблюдением шести часов между мясными и молочными блюдами!
— А как же! — все согласились.
— Однако, заметьте! — юноша повысил голос, — выжидание шести часов является лишь обычаем, узаконенным в алахе. Запрет на смешение мяса птицы с молоком установлен мудрецами. Закон о свином мясе содержит запрет на каждый «ке-заит» (на мясо размером с оливку) — а сколько таких размеров уже можно съесть…
Тогда как сказав лишь единожды злые слова о ближнем, можно нарушить 17 запретов Торы, каждый из которых расценивается как три смертных греха — идолопоклонство, разврат и убийство! (Эрхин 15 б)
Люди были поражены.
Ведь и вправду новость, они о таком не знали!
Уже на выходе он услышал, как они обмениваются впечатлениями: если, дескать, соблюдение кашрута менее строго, чем злословие, может и вправду люди его преувеличили… Так что, если прерывать Биркат а-Мазон — это почти то же самое, что прерывать молитву, может, во время молитвы можно отвечать на звонки или просматривать газетные заголовки?
Так что лучше об этом умолчать (Ве-игадта).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.