Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Почему имя Моше не должно упоминаться, если народу Израиля не будет прощен грех? В чем состоит связь между именем Моше и прощением греха?

«А ты прикажи» (27:20). Выступает рав Галинский.

Когда возгорелся гнев Б-жий из-за греха с тельцом, Всевышний сказал Моше Рабейну: «Оставь Меня, и возгорится Мой гнев на них, и уничтожу их, а из тебя произведу великий народ» (Шмот 32:10). Но Моше ответил: «А теперь, если простишь их грех, [хорошо], а если нет — сотри меня из книги Твоей, которую Ты написал» — чтобы имя мое не упоминалось в Торе (Раши). И действительно, в главе Тецаве его имя не упоминается (Рабейну Бехайе). Ведь не зря сказано (Макот 11 а), что проклятие мудреца воплощается, даже если ему сопутствовало некоторое неисполненное условие.

Но нужно понять, в чем здесь дело. Почему имя Моше не должно упоминаться, если народу Израиля не будет прощен грех? В чем состоит связь между именем Моше и прощением греха?

Если задуматься над судьбой Моше, легко увидеть, что его путь вымощен удивительными чудесами, вся суть которых — спасение Израиля.

Еще до его рождения его сестра получила пророчество о том, что родится спаситель Израиля (Мегила 14 б). Астрологи фараона сообщили ему об этом, и он приказал бросать в воду всех младенцев (Сота 12 б). Но дочь фараона нарушила приказ отца, и произошло чудо — ее рука протянулась до корзины и спасла Моше. Он был назван «сыном Битии» (Диврей а-Ямим 1, 4:18). Но среди десяти данных ему имен его называли лишь тем, которое дала ему сама Бития — Моше: «Ибо из воды я вытащила его (мешитиу)» (Мегила 13 а).

Моше?!

Почему не назвать его «Машуй» (вытащенный)? Ведь это его достали из воды, а «Моше» означает, что он вытаскивает других!

Однако, все так и есть. Он понял, что ему не зря дали такое имя — в этом состоит его предназначение. Я был вытащен, чтобы вытаскивать других. Был спасен, чтобы спасать. Я был избран стать избавителем Израиля — вот почему со мной произошли все эти чудеса!

И потому Моше сказал: «Владыка мира, согрешил этот народ великим грехом — сделали себе золотого бога. Только чудом может этот грех быть прощен. Но в этом и состоит мое предназначение — спасти их чудом так же, как и сам я был спасен чудом. Поэтому “если простишь их грех, хорошо, а если нет — сотри меня из книги Твоей”. Я не буду достоин называться именем “Моше”, поскольку не сумел вытащить их и спасти» (Ве-игадта).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

31 мая, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.