«Когда сидели мы у котла с мясом» (16:3). Как-то раз гаон рав Йосеф Дов Соловейчик, автор книги Бейт Леви, увидел одного из богатых жителей города сидящим в ресторане и готовящемся к приему пищи. Когда рав подошел поближе, он содрогнулся, увидев, что на тарелке перед этим евреем лежит большой кусок свинины, и тот собирается его есть.
Подошел к нему рав Йосеф и говорит: «Приятного аппетита».
Тот обернулся, чтобы посмотреть, кто это произнес, и остолбенел, увидев рядом с собой известного гаона, главного раввина города, который в добавок снова сказал ему «Приятного аппетита». Богач подумал, что рав желает ему приятного аппетита перед едой, и хотя он сильно устыдился, все же решил превратить свой стыд в оружие. Он обратился к раву и произнес: «Господин, не стоит мне льстить. Уверен, Вы хотите попросить у меня денежные пожертвования и поэтому желаете мне приятного аппетита, несмотря на то, что я собираюсь есть свинину».
Но рав ответил ему: «Ошибаешься, я никогда не стал бы льстить грешнику вроде тебя. Однако, знай, что бывает два вида грешников: один нарушает запрет “из-за аппетита”, а другой — чтобы разгневать Творца. Первый случай более легкий, поскольку человек совершает грех из-за того, что его побудило вожделение. Быть может, он просто не смог преодолеть его. Но тот, кто грешит не из-за вожделения, а чтобы разгневать Творца, несет на себе гораздо более тяжкую вину. Видя, как ты готовишься к трапезе, я понял, что ты делаешь это, чтобы разгневать Всевышнего. Поэтому я посоветовал тебе уменьшить тяжесть греха и сделать это хотя бы “с аппетитом”, то есть ради своего вожделения».
Рассказчики сообщают, что эти слова так глубоко проникли в сердце того богатого еврея, что он не только ушел из ресторана, отказавшись от еды, но и изменил весь свой образ жизни, вернувшись к Б-гу.
Это учит нас тому, что нельзя отчаиваться ни в одном еврее, даже в таком, у которого к горлу уже приставлен меч греха, и который хочет сделать то, что большинство евреев считает мерзким и отвратительным.
Даже такой еврей, слыша, что главный раввин города желает ему добра и хочет спасти его от наказания, помогая перейти от тяжелого греха к более легкому, принимает его слова и примиряется с Творцом. Это важный урок для наших современников о том, как нужно относиться к нашим братьям, не удостоившимся отведать сладкий вкус исполнения заповедей (Бархи Нафши).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.