«Ты умрешь из-за жены, которую взял» (20:3). В Сдоме было весело — происходило ночное торжество. Лот, новый судья, был пойман с поличным. Он нарушил закон. Судья-нарушитель — какое противоречивое сочетание! Он пригласил гостей вопреки принятому уставу. Все жители города от мала до велика окружили его дом. Это была акция протеста. Только сегодня его назначили, а он уже хочет укоренить новые правила. Но они получили урок — в итоге их поразили слепотой, и им пришлось рассеяться. Они пообещали себе, что последует продолжение — они не вернутся просто так к обычным делам. Спать они легли с твердым решением провести на следующий день требуемые меры.
Но с кровати они уже не встали. Дождь из серы и огня стер их из-под небес. Иордан затопил долину, и так появилось Мертвое море. Души жителей Сдома поднялись на небо, говоря самим себе: «Мы получили наказание в том мире (на земле), так пусть у нас будет хотя бы доля в мире будущем». Ведь дважды не наказывают. Однако, путь перед ними был прегражден: «У жителей Сдома нет доли в будущем мире!» (Санедрин 107 б).
А мы представляем их себе, обожженных серой, покрытых солью, сожженных словно в огненном горниле, и удивляемся: «Почему? За что такой гнев и ярость?»
Мы читаем это вечное изречение: «Ибо таков был грех Сдома — гордыня от насыщения хлебом, беззаботное спокойствие было у него и его предместий, а руку бедного и нищего не поддерживали» (Ихезкель 16:49).
Мы слышим все это и удивляемся: «Верно, ну и что? Если мы обязаны соблюдать семь заповедей, данных сыновьям Ноаха, так их мы выполнили целиком. Не убивали, не грабили, не ели часть от тела живого животного, не служили идолам, не совершали разврата, не проклинали Б-га. Если, кроме этого, мы не пустили гостей и не подавали милостыни, то какой запрет нарушили?»
Где такое написано?!
Отсюда мы учим, что не все должно быть написано. Где написано, что, вставая на молитву, нужно вытащить руки из карманов? Где написано, что нельзя разговаривать, когда в синагоге читают Тору? (впрочем, это как раз написано) Где написано, что когда в синагогу приходит гость, нужно поспешить к нему с приветствием? «О еде и питье его спрашивают» — есть ли у него, где поесть и где заночевать.
Где написано, что на улице не бросают бумажки? Что на стенах не рисуют картинки? Что не развлекаются за чужой счет, что не выходят из синагоги до окончания молитвы? Даже если не каждый является мудрецом и не каждый знает все, что написано, логика и элементарная нравственность, чувство справедливости и совесть указывают верный путь. Если бы мы жили по их совету, у нас была бы другая жизнь!
А кто не живет по их совету, взгляните, каким бывает конец! (Майян а-Шавуа)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.