«И будешь благословением» (12:2). Повиновение раву и главе общины несет в себе большое благословение, даже если оно связано с неудобствами, а иногда и с денежными потерями.
Рав Махлуф Идан, глава еврейской общины Джерба в Тунисе, однажды шел по улице и услышал, как один из детей жестоко проклинает другого. Раву это не понравилось, и он подошел к ребенку и спросил, как зовут его отца.
Ребенок испугался, и его лицо побелело. Он стал извиняться, говоря, что проклятие сорвалось у него с уст нечаянно. Но раби Махлуф сказал, что, напротив, когда проклятие произносится нечаянно, это лучше всего показывает суть человеческой души.
Ребенку ничего не оставалось, как сообщить имя своего отца. Когда рав пришел в синагогу, он подозвал отца и рассказал ему о поведении сына, упрекая его в негодном воспитании.
Отец пытался увильнуть и сказал: «Чего рав хочет от меня? Это ведь ребенок проклинал, а не я». Но раби Махлуф возложил всю ответственность на отца, сказав, что если уж сын так себя ведет, это ясный признак того, что он получил такое воспитание дома.
Глава общины наложил на отца высокий денежный штраф и приказал ему выплатить его как пожертвование ешиве «Ор Тора» в их городе. Отец подчинился и принял на себя постановление суда, отправив деньги в ешиву. Квитанцию, которую он получил от секретаря, он послал вместе с сыном раби Махлуфу, чтобы тот увидел, что его повеление исполнено.
Раби Махлуф увидел ребенка, принесшего квитанцию, и погладил его нежно и с любовью, как раскаявшегося грешника, который вернулся к добру. Он сказал ему: «Храни эту квитанцию в кармане. Со временем она тебе еще понадобится».
Прошли годы, и во время второй мировой войны отец с сыном поехали привезти пшеницу из далекой деревни. На пути обратно их остановили военные у шлагбаума и попросили предъявить разрешение на торговлю пшеницей.
Отец побелел, как известь, и решил, что настал их конец. В военное время, у кого нет разрешения, для того один закон — смерть или долгое изгнание.
Но внезапно ребенок вспомнил… о квитанции, которую он получил из ешивы «Ор Тора». По совету раби Махлуфа он хранил ее в кармане, ожидая, что она еще пригодится.
Сын решил сделать то, что могло стоить ему и его отцу жизни. Быстрым движением он вытащил квитанцию из кармана и показал солдатам.
Те посмотрели на бумагу и совсем не поняли, что там написано. Но увидев самоуверенность, разливающуюся по лицу ребенка, они ничего не заподозрили. Они были уверены, что эта бумага и есть разрешение на торговлю пшеницей, и отпустили отца с сыном ехать своей дорогой (Бархи Нафши).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.