Это случай из жизни гаона раби Авраама Батито, известного в городах Турции за свои чудеса. Однажды в месяц Элуль он приехал в город рядом с Измиром и проповедывал на тему раскаяния и служения Б-гу.
Но, как известно, одна насмешка разрушает множество назиданий. Там был насмешник по имени Хаим Ходра, который смеялся над словами проповедника, говоря: «Кто знает об этих наказаниях? Кто рассказал ему, как будут судить? Неужели кто-то вернулся из загробного мира?»
После выступления главы общины подошли к раву и сказали, что есть здесь некто, насмехающийся и вводящий других в грех. На это рав сказал: «Утром после молитвы пусть останутся со мной десять почтенных мужей общины, и посмотрим, что можно сделать».
Послали за Хаимом Ходрой, и он предстал перед равом. Тот попросил его сесть рядом и стал говорить с ним от всего сердца о том, что есть суд и Судья, и что мы в руках Его как глина в руках горшечника; что Он умертвляет и оживляет, спускает в ад и поднимает…
Рав говорил, а у того закрывались веки. Он откинулся и задремал. Собравшиеся хотели его разбудить, но рав помахал рукой, чтоб ничего не делали, а сам стал пристально смотреть на часы.
Прошло несколько минут, и внезапно тот человек проснулся с криком, вскочил и испуганно посмотрел вокруг.
Наклонился рав и спросил: «Ну что, отведал ты вкус смерти? Каково было расстаться с душой?»
Тот, едва услышал эти слова, как сразу упал со стула и потерял сознание. На него брызнули водой, похлопали по лицу и вернули в обычное состояние, но все его тело дрожало. Лицо было белым, зубы стучали, и он начал свой рассказ.
Рав говорил о наказаниях после смерти, и что-то во мне сдвинулось. Я подумал про себя (и словно видел все это во сне): «Что же будет в конце? Поститься в раскаянии мне трудно, истязать себя я не могу. Что делать?» Взял я кувшин с маслом и вышел за город, вылил его на себя и сказал: «Не хочу отвечать перед судом ни наверху, ни внизу! Пусть придет ветер и рассеет мой прах!» Я тотчас поджег себя и обратился в горящий факел. Страдания были огромными, страшными, как в огненной печи. Но было и одно утешение: «В короткое мгновение все завершится, и не останется от меня даже воспоминания».
Ветер быстро унес золу и пепел. Но Всевышний намекнул ангелу собрать этот прах и вернуть его к жизни. В одно мгновение я увидел себя стоящим в долине, как прежде, а рядом пустой кувшин из-под масла…Сожжение не помогло мне. Были лишь страшные страдания. И тогда я подумал: «Это был всего лишь кошмарный сон».
Внезапно я услышал, как рав спрашивал меня о вкусе смерти и о том, как выходила душа, и упал в обморок.
Теперь же рав спросил снова: «Сейчас-то ты веришь, что есть Б-г в Израиле, убивающий и оживляющий, бросающий в ад и возвращающий оттуда?»
Тотчас упал Хаим Ходра у ногам рава и заплакал горючими слезами. Он принял на себя решение стать верным евреем и попросил открыть ему путь исправления.
Сказал ему рав: «Если б ты спросил раньше, то узнал бы, что от тебя не требуют ни постов, ни истязаний. Нужно всего лишь искренне раскаиться и исправить свое поведение». Хаим принял решение исправиться и стал достойным человеком.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.