«Я Б-г Всесильный твой, выведший тебя из страны Египта» (5:6). Рассказывают, что раби из Пшисхи как-то раз спросил своего ученика, Менахема Мендла из Коцка: «Из какого места в Торе ты черпаешь силы?»
Тот ответил: «Из фразы: Вознесите кверху глаза ваши и узрите, кто сотворил это».
Учитель ответил: «Из этой фразы человек из любого народа может извлечь веру. Еврею следует укрепляться вот чем: Я Б-г Всесильный твой, выведший тебя из страны Египта».
Удивительно, что обе эти фразы, из которых черпают силы для укрепления, находятся в нашей недельной главе. «Я Б-г Всесильный» — в десяти речениях, а «Вознесите кверху глаза» — это фраза, завершающая афтару.
«Вознесите кверху глаза ваши» — это способ получать впечатления от природы. Раби Акива говорил своим ученикам: «Сыны мои, как дом указывает на строителя, одежда — на портного, а дверь — на плотника, так и мир указывает на Святого, благословен Он, его сотворившего». Наш отец Авраам открыл Б-га именно таким образом. Но нам, евреям, нет надобности приводить доказательства существования Творца, ибо их можно найти в изобилии. После того, как наш Творец открылся нам у горы Синай и поднял нас на уровень пророчества, и все мы слышали Его голос — «голос Б-га в силе, голос Б-га в великолепии, голос Б-га, сотрясающий пустыню» — нам больше не требуются аргументы!
Какой можно привести пример? Как говорил наш учитель Хафец Хаим, это похоже на преданного отца, который играет с сыном и делает ему много добра. Когда отец поднимает его на руки, подходит некий человек и спрашивает: «Кто твой папа?» Ребенок крепко обнимает отца. А тот спрашивает: «У тебя есть доказательства, что это твой отец?» Вопрос ужасно оскорбительный! Даже если захотят привести доказательства, ребенок заткнет уши, не желая слушать.
А теперь представьте, что в разгар войны семья разбежалась во все стороны. Соседи взяли ребенка к себе, потому что никто из его семьи не вернулся — ни родители, ни братья, ни сестры. Когда он вырос, то получил в свое распоряжение семейный дом и прочее имущество — торговую лавку, товары, счет в банке и т. д. Суд назначил опекуна, который вел дела благоразумно. Спустя много лет, явился некий человек и заявил: «Я отец. Все это мое, и сын тоже мой». Тут уж точно ребенок потребует доказательств. И даже если он примет их, большая любовь между ними не воцарится.
В этом различие между нами и другими народами: «Любим человек, созданный по образу Б-га. Любимы евреи, названные детьми Вездесущего». Идея образа — это интеллектуальное постижение. У народов есть именно такое постижение, в силу которого они могут понять, что у мира есть Творец и Управитель. Но евреи названы «детьми Вездесущего». Ребенок всегда знает, кто его отец, и доказательств не ищет: «Верно все это и непреложно для нас: Он Б-г Всесильный наш, и нет иного. А мы Израиль, народ Его».
В таком случае, для кого сказано: «Вознесите кверху глаза ваши и узрите, кто сотворил это»? Верно, это для нас сказано. Но не для того, чтобы исследовать и недоумевать, а чтобы видеть и восхищаться еще больше.
Наступает время каникул. Если во время учебы мы связаны с Творцом и любовью к Нему посредством Торы, то теперь можно выйти на природу и через это придти к любви и трепету перед Ним. Нужно исполнять принцип «На всех путях своих познавай Его». Лишь бы прогулки не привели к обратному результату — к забыванию и распущенности, безответственному поведению (Майян а-Шавуа).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.