«Чтоб жил твой брат вместе с тобою, не нуждаясь» (25:36)
За окном буря, проливной дождь, слякоть. Раби Рафаэль Барух Толедано, главный раввин города Макнес (Марокко), лежит без сил на кровати из-за своей продолжительной болезни. Его сыновья читают перед ним вслух отрывки из святой книги «Ор а-Хаим».
Вдруг кто-то входит в дом и, запыхавшись, рассказывает, что некий еврейский торговец из города Ушда потерпел крах в своём предприятии и обанкротился, и что арабские займодатели замышляют против него уголовное разбирательство, которое, с большой вероятностью, закончится тюрьмой…
В течение считанных минут раби Рафаэль Барух встал с постели, оделся и объявил, что сейчас же едет в Ушду (которая находится на расстоянии 400 км от Макнеса). Болезнь его не останавливает. Ни пониженный тонус, ни слабость, ни отсутствие сил не могут стать преградой. Ни поздний час и ни разыгравшаяся буря не могут поколебать его решение. Он знает одно: человека, посланного выполнить заповедь Торы, не постигнет никакой ущерб. А ведь он движим сейчас заповедью спасения ближнего и потому полон решимости постараться сделать всё, что в его силах.
Немедленно одел он верхнюю одежду и вышел на станцию поезда. Он ехал непрерывно девять часов, пока не приехал в Ушду, и в течение короткого времени вошёл в курс происходящего со всеми тонкостями и деталями. Раби Барух самолично провёл дипломатические переговоры с арабскими кредиторами, что отняло у него много духовных и физических сил. Однако он помнил, верил и знал, что человек, который является посланником, исполняющим волю Творца, не потерпит вреда.
В силу своего раввинского влияния ему удалось договориться с арабскими магнатами, чтобы те простили половину долга при условии, что вторая половина будет оплачена им наличными в короткий срок.
После этого раби Барух обратился к еврейским богатеям Ушды с просьбой организовать немедленный сбор требуемой половины суммы. Его инициатива увенчалась успехом, и раби Барух самолично принёс деньги арабским магнатам, получив от них все векселя, свидетельствующие о займе, и сам порвал их в присутствие арабов, что однозначно свидетельствовало о погашении долга.
После всего этого раби Барух затеял вторую акцию помощи еврейскому торговцу. Он собрал пожертвования на сумму шестьсот тысяч франков, чтобы тот заново открыл свой бизнес, на этот раз с силой благословения праведника самого раби Баруха…
Закончив свою миссию, он вернулся в Макнес, на ту же кровать, где лежал в болезни.
Всё это великолепный поучительный пример готовности пожертвовать собой ради ближнего (Майян а-Шавуа).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.