«Чтобы ты рассказал своему сыну и сыну сына своего» (10:2). «Суд над Египтом — двенадцать месяцев» (Ирмия 2:13). Каждая кара длилась месяц. А мы удивляемся: вопль сынов Израиля поднялся на небеса пробудить милосердие свыше для их спасения. «Голос друга моего вот идет, перепрыгивает горы» (Шир а-Ширим 2:8). Как объяснил Раши, он «перепрыгивает установленные сроки», чтобы ускорить избавление. И тем не менее освобождение задерживается на целый год! Почему и за что? Если уж Творец хочет вывести Своей народ оттуда, кто может помешать Ему? Зачем, в таком случае, понадобилось десять наказаний?
Ответ в том, что эти наказания, конечно же, понадобились не для того, чтобы вывести сынов Израиля из Египта. У Всевышнего есть множество способов сделать это. Но Он пожелал преподать евреям уроки веры в провидение, сопровождая их на протяжении всего длинного пути от их становления народом и на все поколения. Нам не зря заповедано посвящать ночь Седера исходу из Египта, а также упоминать о нем утром и вечером при чтении Шма. Все основы веры заключены в нем и выучиваются из него! Из каждого наказания египтян можно выучить много разнообразных уроков веры.
Об этом говорится в начале нашей недельной главы: «Чтобы ты рассказал своему сыну и сыну сына своего, как Я покарал египтян, и о чудесах, которые совершил с ними, и познаете, что Я Б-г».
Однако вопрос все еще остается. Если задуматься над произошедшим, кажется, что все уроки можно было выучить уже из первого наказания. Вода превращается в кровь в руках египтянина и вновь превращается в воду в руках еврея. Оба пьют вместе — один пьет воду, а другой кровь. Это доказывает со всей очевидностью, что Творец открыто властвует над миром и изменяет его, как пожелает. Творение в Его руках — как глина в руках горшечника. Что к этому добавляет наказание жабами? Что доказывает наказание вшами, и что нового открывает наказание стаями зверей?
Но что поделать? Есть такие, кто «одарен» узостью взглядов, — их называют «квадратной головой». Итак, Творец может превратить воду в кровь, а что с жабами? Сможет ли Он поднять их из реки? Безумцы, они не понимают, что если уж Он способен на первое, то тем более на второе. Но пойди поговори с таким глупцом. Увидев, что и жабы пришли, он все еще спрашивает: «А как насчет вшей?»
Это выглядит странным? Давайте прочтем отрывки из Теилим (гл. 78): «Рассек море и провел их, поставил воду, как стену. Вел их днем облаком, а ночью — светом огня». Что еще требуется, чтобы доказать, что Творец может все? Читаем далее: «Но они продолжали грешить перед Ним, перечить Высшему… Роптали на Всесильного, сказали: Может ли Б-г приготовить стол в пустыне? Может ли хлеб дать, приготовит ли пищу для народа?» Что сказать? Нет слов. Непонятно и все.
Тогда давайте будем честны перед собой. Разве мы лучше их? Мы и так уже все знаем. Знаем, что Творец всемогущ, что все в Его руках; упоминаем исход из Египта утром и вечером, знаем, что в Его руках жизнь, здоровье, материальный достаток, покой и все остальное. Действительно ли знаем? Да, истинно и честно. Мы верующие, потомки верующих.
Мы также знаем, что нужно заготовить припасы в путь к вечности, и что нет более возвышенной заповеди, чем изучение Торы, в которой каждое слово — это отдельная заповедь. А насколько важнее целый урок по Торе, когда ее преподают перед множеством учеников! Это мы тоже знаем.
Так давайте же сделаем выводы. Завершим работу на час раньше и пойдем на урок по Торе. Ведь заработок приходит свыше, нас очевидно не накажут за такое.
Если начнется увиливание, и нам понадобятся доказательства, что мы поступаем верно, это будет свидетельством нашей низости. Это докажет, что мы подвержены той самой узости взглядов, над которой смеялись (Майян а-Шавуа).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.