Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Братья Йосефа дали разуму власть над чувствами. Следуя такому пути, человек может полагаться на Б-га и быть уверенным в Нем во всех своих делах.

«И не могли его братья ответить ему, поскольку испугались перед ним» (45:3). Раши комментирует: «Испугались перед ним — от стыда». Здесь требуется пояснение. Ведь «испуг» — это состояние души, связанное со страхом. Когда человек видит разбойника, террориста или хищного зверя, преследующего его, когда слышны страшние звуки, мощные взрывы и т. п. — все это вызывает испуг.

Но когда у человека возникает чувство стыда, казалось бы, ему не свойственно порождать испуг. Если кого-то поймали за непристойным занятием, обычно говорят, что он стыдится этого, но не что он напуган. Как же тогда понять слова Раши?

Может быть, можно сказать, что в отличие от обычной ситуации, стыд, причиненный в тот момент святым сыновьям Яакова, породил в них испуг. Ведь теперь им стало известно, что они не могут полагаться на свой святой дух, как и на то, что взяли себе в помощь Всевышнего.

Это вызвало у них стыд, поскольку они были введены в заблуждение неверным мнением. Следующим шагом был испуг — чувство страха, как у настоящих б-гобоязненных людей, которые боятся, когда им кажется, что согрешили в чем-то.

Получается, братья Йосефа дали разуму власть над чувствами. И когда разум показал им, что они ошиблись и согрешили, у них возник испуг, страх и боязнь из-за греха.

Поскольку каждый человек должен говорить: «Когда же мои поступки достигнут уровня поступков моих предков?», ему нужно всю жизнь стараться ставить разум властителем над чувствами — надо бояться греха, а не чего-либо другого. Следуя такому пути, человек уже может полагаться на Б-га и быть уверенным в Нем во всех своих делах.

Во время мировой войны в том месте, где находился рав Ицхак Зеев из Бриска, падало много бомб, а люди были охвачены страхом и сильным испугом. Дело дошло до того, что никто не мог спать ночью. Все были наготове со своими мешками в руках, чтобы можно было бежать, как только прозвучит сирена.

А рав, как рассказывает его семья, лежал и спал. Все напряжение вокруг него не имело к нему никакого отношения. Он словно жил на другой планете.

Когда его спросили, как он способен на такое, он ответил, что единственное, что не дает ему заснуть ночью, — это вопросы на Рамбама, одного из его комментаторов или других ранних учителей. Но как только вопросы в его уме разрешаются, у него больше нет причин, чтобы не заснуть.

Бомбы? Кто станет вспоминать, что есть нечто подобное…

«Да и вообще», — добавил рав из Бриска, — «что это за вопрос “Как ты способен?” Ведь есть стих из Теилим (3:6), который говорит прямым текстом: “Лег я и засну”. Если уж Писание так говорит, значит, это возможно, причем в любом состоянии. Ведь где ж еще написан этот стих, как не в той главе, что рассказывает о бегстве Давида от Авшалома?»

«Следовательно, отсюда мы имеем доказательство», — сказал рав из Бриска, — «что даже в наиболее трудных ситуациях можно лечь и уснуть».

Таково обыкновение б-гобоязненных и совершенных людей, всем сердцем верующих в Б-га. Когда я сделал все, на что был способен, у меня есть полное право быть спокойным и заснуть даже на фоне взрыва бомбы.

Так было и с нашим учителем, равом-гаоном И. Ш. Элияшевом. При тяжелом обстреле востока Иерусалима иорданским легионом, сотрясался весь дом, и члены семьи просили его, чтобы он спустился на нижний этаж. А он говорил: «Какая разница между нижним этажом и другими? Я сделал то, что должен был сделать сам, а сверх того на мне нет никакой обязанности».

Так нужно вести дела во всех событиях, происходящих с человеком в жизни, даже если речь не идет о бомбежке и обстреле, падающих возле его дома.

Например, человеку нужно записать сына в хедер или в ешиву. В сердце его идет череда различных тревог. Кто знает, примут ли его ребенка? Может быть, это место не соответствует душевным качествам сына? Может, стоит зачислить его в другую школу Талмуд Тора или ешиву? Так и ходит человек в мире, охваченный тревогами, души своей не ведая от многих страданий и угрызений совести. А жаль.

Что должен такой еврей сделать, так это привести себе на ум одну мысль такого типа: «Я сделал свою часть и теперь я полагаюсь на Б-га, что Он поможет мне и сделает Свою». Такая мысль успокоила бы его и привела в надежное состояние.

То же самое в вопросах бракосочетаний, вызывающих огромное беспокойство у многих семей в Израиле. Когда человек может выбрать быть спокойным даже в таких состояниях, даже когда у него «не идет» или «нет вариантов», ему не следует входить в разочарование и отчаиваться. Ему нужно уповать на Б-га всем сердцем и всем своим существом. В меру его уверенности и спасение не замедлит придти (Бархи Нафши).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

31 мая, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.