«И привел ее Ицхак в шатер матери своей Сары» (24:67). В нашей главе рассказывается об экзамене на доброту, который прошла Ривка, доказав, что достойна быть женой Ицхака. А Элиэзер, раб Авраама, рассказал Ицхаку все, что он сделал, сообщил ему о чудесах, произошедших с ним — как земля бежала у него под ногами, и как в ответ на его молитву ему встретилась Ривка. Ицхак отвел ее в шатер своей матери Сары. Раши комментирует это так: «Он отвел ее в шатер, и она сама стала подобна его матери Саре. Пока Сара была жива, свеча зажигалась каждый раз накануне шаббата, тесто было благословенно, а облако пребывало над шатром. Когда Сара умерла, все это прекратилось. А когда пришла Ривка — возобновилось».
Сколько глубины в изречениях наших мудрецов! Целый мир заключили они в нескольких словах. Расскажем в связи с этим историю, произошедшую какое-то время назад.
Один молодой еврей, сын родителей, подвергшихся ассимиляции, в детстве часто посещал дом своего религиозного дедушки. Больше всего он любил навещать его вечером в шаббат, приходя к трапезе. Одна мелодия запечатлелась у него в уме — песня «Добродетельная жена» (Эшет Хаиль).
Через некоторое время дед умер. Внук его вырос и создал семью с одной молодой американской еврейкой, далекой от Торы и заповедей. Лишь об одном он попросил ее: чтобы вечером в шаббат стол был накрыт белой скатертью, и чтобы они ели праздничную трапезу при свечах. За трапезой он напевал веселую мелодию.
«Что это за песня?» — спросила его супруга. Но он не знал, что ответить. «Мой дед пел ее вечером в шаббат», — сказал он, — «я помню лишь первые слова».
Жене стало любопытно. «Религиозные евреи в Боро-Парке непременно знают слова», — сказала она.
Они поехали в еврейский район и зашли в книжный магазин. Он обратился к продавцу: «Я ищу песню, которая начинается словами “Кто найдет добродетельную жену”», — сказал он и начал напевать мотив. Мелодию продавец не узнал, но понял, о чем идет речь. Он открыл сидур, где был перевод на английский, и жена молча прочла этот текст. В конце она промолвила: «Если иудаизм так относится к женщине, я хотела бы поближе познакомиться с ним».
Они записались на семинар «Арахим» и вернулись к вере своих предков.
В свете этого рассказа подумаем о смысле благословений, которых удостоились наши святые праматери. Они выражают почтение к еврейской матери, хозяйке дома. Первое: «Свеча зажигалась каждый раз накануне шаббата». Мать создает в доме атмосферу покоя и святости все дни недели. Она приносит дух шаббата, спокойствие и беззаботность, духовность и святость. Она же воспитывает детей к жизни по Торе и следит за их поведением. Наш учитель Хазон Иш однажды сказал одному из руководителей ешив: «Вам следует относиться к каждому юноше с уважением. Никогда не известно, откуда вырастет великий мудрец следующего поколения. Может быть, из молитвы его матери или из слез его бабушки».
В добавок к этому, «тесто было благословенно». Чтобы понять это, нужно процитировать одну фразу из песни Эшет Хаиль: «Добывает шерсть и лен и охотно работает руками». Женщина берет исходные материалы, и в ее руках они превращаются в готовое изделие. Муж только приносит зарплату, но разве может он питаться купюрами? Разве не жена мудро совершает покупки и превращает сырые продукты во вкуснейшие блюда? Разве не она стирает и сушит одежду, гладит и складывает ее, раскладывает вещи и принимает гостей, чистит и моет, старается и руководит всем?
Но выше всего этого и как следствие из всего, «облако пребывало над шатром». Облако — это символ присутствия Шхины, как в переносном храме в пустыне, так и Иерусалимском храме. Но самое главное и основное, центральное и определяющее — это вклад женщины в то, чтобы Шхина присутствовала в доме. Наш учитель рав Х. Й. Азулай давал намек на это, говоря, что согласно учению Каббалы женщина соответствует святой Шхине. Как велики ее заслуги и ответственность в том, чтобы приносить свет шаббата и духовную благодать в дом, направлять к Торе и заповедям! (Майан а-Шавуа)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.