«И наполнилась земля злом» (6:13) Поколение людей, которые жило до потопа, совершало все мыслимые и немыслимые преступления. Но окончательный приговор Б-г вынес им из-за грабежа. Хафец-Хаим приводит следующую притчу.
Крупный купец приобрел в кредит энное количество товаров на заводе, а затем продал в собственном магазине. Расплатился с поставщиками и еще раз взяли товары в кредит. Но на этот раз счастье ему не улыбнулось — внезапно в магазине вспыхнул пожар. Непроданный товар превратился в пепел.
Кредиторы собрались, чтобы решить, каким образом можно вернуть расходы. Один из собравшихся заметил: «Я слышал, что купец коллекционирует картины и драгоценности. Почему бы не потребовать, чтобы он продал часть своей коллекции для покрытия долга?» Все согласились и решил послать специального курьера к купцу. Однако внезапно другой кредитор всполошился: «А что, если купец заблаговременно припрячет драгоценности?» Тогда присутствующие решили не тратить время на курьера и вместо этого прямо сейчас направиться к купцу.
В доме обедневшего купца раздался стук. На пороге стояли все его кредиторы, от мелкого до крупного. Хозяин понял, что ему не удастся договориться о разбивке долга на платежи или даже частичном его прощении. «Проходите, садитесь — пригласил он незваных гостей. — Что будете пить?» Кредиторы промолчали.
Один из них, наиболее бесцеремонный, обвел взглядом картины и внезапно снял со стены самую дорогую, в тяжелой золотой раме. Присутствующие как будто бы ждали сигнала. Подобно диким зверям, они бросились раскрывать шкафы и выволакивать серебряные кубки, алмазные ожерелья и жемчужные ленты. Прямо на глазах у ошеломленного хозяина.
Хафец-Хаим поясняет: когда человек грешит, он создает себе обвинителя (см. трактат «Авот», 4:11). А главный обвинитель создается у тех, кто занимается грабежом и злодейством. На суде в грядущем мире обвинители дружным хором перечисляют проступки человека. Тот, кто будит другого против его желания, нарушает Галаху. Такой поступок называется на иврите «гезель-шейна», «кража сна». Рабби Йезехкель Левинштейн рассказывал, что в ешиве, в которой он учился, как-то ночью один ученик сообщил другому о помолвке. Крики радости разбудили другого ученика. Узнав о случившемся, инспектор ешивы отчитал молодых людей: «Это типичная кража сна, и вы должны извиниться перед разбуженным товарищем».
Мы должны уберечься даже от самых минимальных — по нашему мнению — провинностей, потому что каждая из них приводит к возникновению очередного обвинителя. Не надо воровать сны и свободное время других людей. Не надо создавать себе злых кредиторов.
Мы и потоп
«И приумножилась вода, и понесла ковчег, и подняла его над землей» (7:17) Если б еще лет 100 тому назад мы бы задались вопросом, какие качества отличают евреев, мы бы согласились с талмудическим списком: евреи — скромные, милосердные и готовые помогать другим. Что же произошло сегодня? Почему в современном Израиле не так много людей, отвечающих вышеупомянутым критериям?
Мы активно реализуем правило «Человек человеку волк», характерное для некоторых современных стран. Мы забыли о девизе «Весь народ Израиля несет ответственность друг за друга».
Выходом из создавшегося положения может явиться побег в ковчег. Слово «тева» переводится с иврита двояко, «ковчег» и «слово». Мы должны убежать к словам Торы, ее заповедям и вечной мудрости, сделать синагогу вторым домом, искренне молиться и интенсивно изучать еврейские священные книги.
При этом следует помнить, что религиозный мир не отгорожен от всего остального мира герметической оболочкой. Равно как и ветра во время потопа качали Ноев ковчег, так и общепринятые нормы влияют на происходящее в религиозной сфере. Падкие до сплетен СМИ, проблематична молодежь — всё это есть и у верующих евреев. Поэтому мы в очередной раз молим Всевышнего: «Пошли на Землю дух чистоты, чтобы волны потопа угасли, и мир опять вошел в состояние душевной гармонии».
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.