«И посадил виноградник» (9:20). Мудрецы рассказывают, что речь идет о чуде — Ноах посадил виноградник сразу по выходе из ковчега, и в тот же день виноградник зацвел, дал плоды, Ноах собрал их и сделал вино.
Магид из Дубно задает вопрос: как такое надприродное чудо могло привести к отрицательным моментам, описанным в Торе (Ноах опьянел и т. д.)? Магид приводит следующую притчу. Жил-был человек, у которого не было источников дохода. В его доме даже краюхи хлеба не было. Бедняк пытался заниматься различными ремеслами, но ему не удавалось заработать ни копейки. Тогда он отправился к местному раввину и попросил у него благословение. Тот отреагировал: «Пусть Всевышний поможет тебе, и да станет первое дело, которым ты сегодня займешься, твоей постоянной работой».
Бедняк вернулся домой. Вытащил кошелек и решил пересчитать завалявшиеся в нем мелкие монеты: «Раз раввин сказал, что первое дело, которым я займусь по возвращении, станет постоянной работой, мои монеты должны превратиться в целое состояние». На его беду, человека увидела жена и закричала: «Вместо того, чтобы сидеть дома, ты занимаешься глупостями!» Тот ответил ей в аналогичном ключе. Ссора разрасталась на глазах. Короче говоря, вся жизнь героя притчи превратилась в одну продолжительную ссору — в соответствии с полученным благословением..
Сказка — ложь, да в ней намек. Магид пояснил: Всевышний благословил Ноаха и его сыновей. Любое дело, которым он мог заняться по выходе из ковчега, стало бы успешным. Однако вместо усилий, направленных на улучшение духовного мира, Ноах занялся материальным миром, посадив виноградник. Но благословение свыше сработало — дерево зацвело, дало плоды, вино получилось на славу… и вслед за ним произошли и отрицательные моменты, описанные в нашей недельной главе.
В нашей жизни есть немало ситуаций, при которой Творец дает возможности реализовать заложенные в нас силы. Следует помнить, что использовать их надо в положительной плоскости.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.