«И сказали: мудр народ великий этот» (4:5). Праведник, которого называли «Дедушка из Кельма», задался вопросом: львиная доля заповедей, которые исполняют евреи, является иррациональной. Почему же окружающие народы хвалят народ Израиля именно из-за соблюдения им этих понятных одному Б-гу повелений? Дело в том, что именно благодаря исполнению воли Творца достигается благоприятный эффект. Евреи обязаны своим морально-этическим состоянием именно исполнению заповедей — недаром Ахад а-Ам, один из идеологов сионизма, человек нерелигиозный, сказал: «Больше, чем евреи соблюдали (в ивритском оригинале — хранили) субботу, суббота хранила евреев».
Как-то раз раввина Галинского пригласили выступить перед заключенными тюрьмы в Рамле. Перед лекцией начальник тюрьмы похвастался бюджетом, который совсем недавно был выделен этому пенитенциарному учреждению.
Р. Галинский улыбнулся: «Знаете, о чем я вспомнил, услышав ваши победные реляции? В одной стране, в одном захолустном городе был опасный перекресток, на котором часто происходили ДТП. Пока приезжала «скорая», пока раненых отвозили в больницу, многие из них умирали. На каком-то этапе вмешалось правительство — напротив перекрестка решили создать специальный пункт экстренной помощи со всем необходимым оборудованием».
Начальник тюрьмы понимающе кивнул. Раввин продолжил: «Был опубликован тендер, начался поиск подрядчиков и субподрядчиков. Примерная стоимость строительства пункта — миллион долларов». Начальник тюрьмы еще раз кивнул. Р. Галинский улыбнулся: «Однако никому не пришло в голову использовать сотую часть этой суммы, чтобы установить на перекрестке светофор. Тора — это наш, еврейский светофор. Вместо того, чтобы строить более укрепленные тюрьмы, следует учить людей еврейской этике, поощрять их исполнять заповеди».
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.