«И не ешь свинью, раздваивающую копыта, ибо нечиста она» (Шмини 11:7). В мидраше написано, что свинья символизирует царство Эдома, которое на словах гордится своей культурой, как та свинья, раздваивающая копыта, а на деле эксплуатирует и унижает людей.
В Багдаде однажды поймали вора. Местный судья приговорил его к смерти. У эшафота вора предупредили, что он может высказать последнее пожелание. Грабитель сказал: «Я хочу встретиться с халифом с глазу на глаз».
Судья согласился. Пригласили халифа, но приговоренного на казнь предупредили: «Если ты хочешь его уговорить не казнить тебя, шансов ноль».
Увидев халифа, преступник сказал: «Я хотел бы раскрыть вам секрет, благодаря которому вы можете разбогатеть еще больше. Мне известна магическая формула, которую произносят во время того, как кладут зернышко в землю. Через час из него вырастает дерево, а на следующий день дает плоды. Вы сможете прокормить всех подданных и сами разбогатеете».
Халиф удивился и потребовал доказательств. Вор сказал: «Пусть мне принесут горшочек с землей, стакан воды и несколько семян плодового дерева. Но во время эксперимента с вами не должно быть никого, кроме ближайших министров!»
Халиф согласился. Вор и вельможа направились в близлежащий сад. Вор вырыл ямку, но внезапно встрепенулся: «Видите ли, чтобы магия сработала, семена должен бросить тот, кто никогда не обижал ближних. Я, как вы понимаете, для этого не подхожу». Он передал семена министру финансов, но тот переполошился: «Нет-нет, в рамках своей должности я, бывало, ущемлял права бедняков».
«Что скажете, министр сельского хозяйства», — спросил вор. Тот тоже отказался. Тогда грабитель обратился к самому халифу: «Не изволите ли бросить семена в землю?» Вельможа замялся: «Э… когда я был маленьким, я однажды взял без спроса ценную вещь и не вернул». Тогда вор рассмеялся: «Эх, вы! Вы ведь богатые люди, которые, тем не менее, совершали преступления. И вы еще имеете наглость судить меня, человека, который ворует, чтобы прокормить семью?!»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.