«А сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та» (Шмот 1:7). Рабби Элиэзер Гордон, глава Тельзской ешивы, как-то раз пришел к местному богачу за финансовой помощью ешиботникам. Потенциальный спонсор напустился на раввина: «С чего это я должен давать деньги здоровым лбам, которые могут сами себя прокормить, если пойдут работать? Тора — это, конечно, важно, мы все понемножку читаем Пятикнижие и ходим в синагогу. Но кто сказал, что надо год за годом просиживать штаны в ешиве?!»
Раввин кивнул головой: «Да, много людей знакомы с Письменной Торой. Однако без знания Устной Торы понять ее невозможно. Мои ученики изучают Устную Тору».
Богач поджал губы. «Кто сказал, что невозможно понять Письменную Тору? Сказано, что сыны Израилевы возросли и усилились чрезвычайно. Комментатор Раши поясняет, что женщины рожали по шесть детей, и таким образом на момент Исхода число евреев достигло 600 тысяч человек. Ребе, я торговец и знаю арифметику. 210 лет рабства — это семь поколений. Если в среднем в одной семье было семь детей, число евреев запросто могло достичь миллиона! Зачем же Раши придумал свое объяснение насчет шести младенцев за раз?»
«Да, ваши подсчеты верны, — ответил раввин Гордон. — Но вы забываете о том, что во время трех дней тьмы погибли четыре пятых еврейского народа».
Толстосум не унимался. «В Торе ничего не написано ни про четыре пятых, ни про шестерых детей!», — закричал он. Гордон улыбнулся: «Хотите, я докажу вам, что комментарий Раши основан исключительно на информации, содержащейся в Торе? Если мне удастся это сделать, это будет означать, что есть необходимость в Устной Торе. А вы, в свою очередь, пожертвуете нашей ешиве тысячу рублей». Богач согласился.
«Итак, — начал раввин, — из-за создания золотого тельца Всевышний отстранил первенцев от службы в Храме. На их место были назначены левиты. В главе “Бемидбар” указано точное число первенцев: “И всех первенцев мужского пола, по числу имен, от одномесячного возраста и выше, было насчитано двадцать две тысячи двести семьдесят три” (Бемидбар 3:43).
«Если среди 600 тысяч человек было 22273 первенца, это означает, что в семье было, в среднем, 27 детей. Однако в перепись были включены мужчины от 20 до 60 лет (см. трактат “Бава батра 121:2). Прибавим всех остальных и получим результата: в каждой семье было более 50 детей. Согласитесь, что это возможно только в том случае, если мать будет рожать по шесть детей за раз!”
Пораженный богач раскрыл сейф и вытащил пачку ассигнаций.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.