Могущественный египетский министр, от которого зависело благополучие всего народа, признается: «Я — Йосеф, брат ваш, которого вы продали в Египет» (Ваигаш 45:4). Братьям нечего ответить. Они смущенно молчат.
А теперь представим, что мы после 120-и лет жизни попадем в грядущий мир. И Святой, благословен Он, спросит: почему мы не посвящали свободное время изучению Торы, исполнению заповедей, совершению добрых дел? Почему «продали» Его в обмен на мимолетные наслаждения, сплетни, бессмысленные споры? Как бы не пришлось нам смутиться перед Ним…
Когда еврей изучает Тору, Всевышний повторяет ее вместе с ним («Тана де-вей Элиягу раба» 18). Если же ученик отвлекается, он тем самым теряет вечность. «Каждого, кто прерывается при изучении Торы, чтобы вести беседу, следует кормить тлеющими углями», сказано в мидраше «Берешит раба». Эти нелицеприятные слова — не просто жесткая метафора. Человек, который меняет вечность на переливание из пустого в порожнее, подобен тлеющим углям. Снаружи они кажутся потухшими, но внутри они по-прежнему пылают. Тот, кто ради красного словца готов пожертвовать близостью к Творцу во время изучения Его мудрости, демонстрирует в корне неверное, враждебное иудаизму мировоззрение, скрывающееся под личиной религиозного человека.
В трактате «Хагига» сказано, что Всевышний каждый день плачет о тех, кто могут заниматься Торой и не занимаются (Хагига 5). Представим себе плачущего на улице ребенка. Если взрослый не обратит на его слезы внимания, его справедливо можно будет назвать бесчувственной персоной. Неужели мы не обратим никакого внимания на слезы самого Творца?!
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.