«И оказалось поутру, что вот — это Лея» (Ваеце 29:25). В мидраше «Танхума» написано: «Сказал раббан Шимон бен-Гамлиэль: все дни мои я рос среди мудрецов и не нашел ничего лучшего для тела, кроме молчания. Рахель и ее потомство отличались умением молчать».
Рахель передала Лее подарки Яакова и смолчала об этом. Молчунами были ее потомки — Биньямин, Шауль и Эстер, о которой сказано: «А Эстер не сообщила о своем происхождении» (Свиток Эстер 2:20).
Раввин Галинский обратил внимание на этот стих и задал логичный вопрос — Эстер смолчала, потому что Мордехай попросил ее об этом. Считать ли такое молчание качеством, которое было передано ей по линии праматери Ривки? Вот шуточный ответ на этот вопрос: женщина готова отдать жизнь за идею, но вот заставить ее замолчать — это вещь практически недостижимая. Поэтому Эстер действительно была достойной продолжательницей дела Ривки.
В книге «Меор а-Хаим», которую составил ученик рабби Хаима Бен-Атара рабби Моше из Ливорно, задается следующий вопрос. Почему Всевышний сначала сотворил мужчину, а потом уже женщину? Не логичнее было сотворить женщину первой? В этой книге приводится и ответ, тоже шутливый. Женщине обязательно надо выговориться. Если бы Б-г сначала сотворил Хаву, она бы умерла от тоски, не видя перед собой собеседника. Поэтому Он сотворил Адама, а затем Хаву, которая в ту же минуту начала беседовать с мужем.
Да, Эстер смолчала, потому что Мордехай попросил ее об этом, но готовность замолчать была заложена в ней благодаря действиям Рахели.
Один крупный раввин попал в больницу с воспалением уха. Каждое утро он должен был проходить довольно болезненную врачебную процедуру. Во время очередного обхода в палату пришел профессор: «Больно?» — «Больно». — «Почему же вы не кричите? У нас все пациенты кричат»
Раввин усмехнулся: «А смысл? Разве крик поможет избавиться от боли или излечиться? Иудаизм учит нас контролировать чувства».
Написано в Талмуде: «Чем должен заниматься человек в это мире? Молчать» (Хулин 99а). Как важно перенять это необходимое искусство!
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.