«И шел он прежними своими переходами с юга и до Бет-Эля» (Лех-Леха 13:3). Комментатор Раши объясняет, что Авраам, возвращаясь из Египта в Ханаан, останавливался на тех же постоялых дворах, что и на пути из Ханаана в Египет.
Давайте призадумаемся. Сначала наш праотец прибыл в Ханаан, где свирепствовал голод. У него не было другого выбора, кроме как продолжить странствие: «И был голод на той земле, и спустился Аврам в Египет, пожить там, ибо тяжек голод на земле» (12:10).
У Авраама не было денег, чтобы заплатить за свое пребывание на постоялых дворах. Ночлег ему предоставляли в кредит. Представьте себе эту ситуацию: голодный и нищий путник ищет пристанище. В пятизвездочную гостиницу того времени его не пустят. Максимум, в однозвездочную.
В Египте материальное положение Авраама кардинально изменилось. «А Аврам грузен очень стадом, серебром и золотом» (13:2). На обратном пути такой человек мог позволить себе максимум комфорта. Однако наш праотец предпочел останавливаться на тех же постоянных дворах. А всё потому, что он не хотел повышать планку, не желал приучать себя к благам этого непрочного мира…
Тора пишет, что праотец Авраам был, цитируем, «грузен стадом, серебром и золотом». Дословно — тяжел. Многочисленное добро было нужно ему не для себя, а для исполнения заповеди о гостеприимстве, пропитания семьи и многочисленных учеников.
(Из книги «Ве-игадта»)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.