Темы: Ноах, Потоп, Оцарот, Ответственность, Ной
«Hoax был мужем праведным, цельным был в своих поколениях; с Б-гом ходил Hoax» (Ноах 6:9). Следующая история произошла 200 лет тому назад. Святой Магид из Мезрича скончался. Его ученики выбрали себе различных духовных наставников — одни стали хасидами ребе Элимелеха из Лиженска, другие стали учиться у рабби Леви-Ицхака из Бердичева, рабби Нахмана из Бреслава или рабби Баруха из Меджибожа. Многие также хотели сделать своим лидером рабби Шломо из Карлина, гениального знатока Торы и праведного еврея, который служил Творцу всем сердцем.
Услышав об этом, рабби Шломо удивился: «Меня — в лидеры? Я недостоин, мне нужно работать над собой». Но, как говорится, когда человек убегает от почета, почет бежит за ним. Группа ешиботников явилась к нему с просьбой возглавить хасидский двор.
Сказал им рабби Шломо: «Вы думаете, что я просто так скромничаю? Давайте сделаем вот что. Я поеду в Злочев к местному Магиду, который обладает провидческим даром. Он конечно же рассмеется, услышав о вашем предложении, и перечислит все мои грехи. Вы сами поймете, что недостоен я быть вашим лидером».
Рабби Шломо взял себе в попутчики рабби Менахема, дядю великого рабби Аарона из Карлина, чтобы тот — с одной стороны — рассказал ешиботникам об аудиенции у Магида, а с другой — утешил р. Шломо после того, как великий праведник перечислит его проступки.
Когда они добрались до Злочева, великий Магид-провидец уже дожидался их. Вместо приветствия он посмотрел на р. Шломо и сказал: «Как приятно встретить гостя, все помыслы и деяния которого чисты». Тот удивился: «Я приехал сюда за горькой правдой, а вы…»
Магид улыбнулся: «А, вы хотите услышать правду? Вот она — вы каждый день учите Тору, молитесь, исполняете заповедь и повышаете Б-гобоязненность. Теперь же вы не хотите принимать на себя должность лидера, потому что вы боитесь, что это помешает вашему духовному самоусовершенствованию. А я вам скажу, что надо по горло вступить в болото, чтобы вытащить оттуда еврейские души! Езжайте обратно и спасайте людей!»
Ноах был праведным человеком, с Б-гом ходил Ноах. Но по его вине мир был разрушен. Ноах не пытался распространить свою праведность на других и спасти человечество.
Сегодня людей захлестывает потоп безнравственности и материальности, на каждом шагу подстерегают соблазны. Поэтому на всех нас лежит ответственность помочь ближним выбраться из духовного болота, распространить свет Торы и приблизиться к Б-гу (Мааян а-шавуа)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.