Темы: Недельная глава, Пинхас, Оцарот
«Пинхас, сын Элазара, сына Ааарона коэна» (25:10)
Раши комментирует: Поскольку колена издевались над ним, называя «сын Пути» (внуком Итро) за то, что его дед растил бычков для жертв идолопоклоннических, а он убил главу колена Израиля — поэтому пришла Тора и связала его с Аароном.
Что провозглашали колена?
Почему им было мало открыто сказанного из уст Всесильного, что Пинхас отвратил гнев Б-га своим поступком и ревностью. Разве не видели своими глазами, что только его действия прекратили мор, уже унесший жизни 24 000 человек?
Выходит, мало ревности, даже приводящей к благословенным последствиям. Ревность должна быть при этом совершенно чистой, лишенной и следа личной заинтересованности, корысти. Колена возгласили: знаете, почему вмешался Пинхас и поднял свое копье? В его жилах течет чужая кровь, у него чуждые нам чувства — это от деда, идолопоклонника.
Поэтому пришло Писание и пожалело его. Пришел Святой, благословен Он — «проверяющий почки и сердце» — и свидетельствовал, что все его чувства благородны, и родословная его от Аарона, любящего мир и стремящегося к миру, любящего людей и приближающего их к Торе.
Гаон раби Хаим из Бриска, зацаль, сказал об этом: как узнать, ведет ли деятель войну из-за гордости и испорченности? Приведут его ревность и пыл к благу или к разрушению? И красивым примером он дает нам способ отличия.
У мышей есть два врага, которые преследуют их до уничтожения: кошки и домохозяйка. Но есть между ними отличие. Домохозяйке мыши противны, она вся дрожит, когда их видит, и хотела бы, чтобы их вовсе не было. Жалеет, что она вынуждена с ними бороться. А кошка рада, что есть мыши, чтобы на них охотиться, и рада, когда их найдет, ей весело гнаться за ними, для нее счастье — поймать их.
Истинный канаут, настоящая ревность за Всевышнего — как у Пинхаса, и ее награда — шалом, потому что она стремится к шалому. Ее сердце болит, когда видит разврат вместо скромности в религиозных стенах, когда бразды правления семьей ослабевают и попираются святыни Израиля! Дай Б-г, чтобы вернулась возвышенность Израиля!
И это касается нас. Как болезненны слова мудрейшего из людей: «И не обращай внимания на то, что наговорят тебе…ибо знает сердце твое, что и ты других проклинал» (Коэлет 7:21).
Как сердились мы на того, кто сказал нам что-то не то и обвинял незаслуженно, и вышло злословие и клевета. Но праведен гнев только при одном условии: если мы сами полностью праведны в этом отношении, если неукоснительно следили за своим языком, никогда никого не обижали, не презирали, не унижали, не судили подозрительно и предвзято, бекаф хова…
И, собираясь сделать кому-то выговор «со всей справедливостью», остановитесь и честно подумайте. Вы собираетесь судить его только лешем шамаим, ради Небес, или хотите излить свой гнев, потому что несовершенны и нетерпеливы, потеряли присутствие духа, как бен пути — сын идолослужителя, и тогда у вас нет никакого права так поступать (Мааян ашавуа).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.