Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рабство не может быть пожизненным. В юбилейный год следует выпустить раба на свободу. Параллельно с этим запрещено обманывать рабовладельца, намеренно делая ошибочные подсчеты.

«И сделает подсчет с купившим его от года, когда продался ему, до юбилейного года» (25:50). Речь идет о еврее, который продал себя в рабство нееврею. Его родственники обязаны постараться его выкупить: «Не оставляй его, чтобы он не ассимилировался с неевреями до юбилейного года» (Раши). Родственники должны придти к хозяину и провести подсчет: если, скажем, до юбилейного года еще двадцать лет, а нееврей купил раба за двадцать тысяч, получается тысяча за год. Если еврей проработал, допустим, два года, то хозяин обязан отпустить его за восемнадцать тысяч. Все просто и ясно.

Но встает вопрос: неужели Тора учит нас арифметике? Разве мы сами бы не догадались, что нужно разделить деньги на количество лет и таким образом посчитать, сколько полагается нееврею? И действительно, Талмуд (Бава Кама 113) видит здесь закон и приказ: «речь идет о нееврее, который находится под еврейской властью, и тем не менее не пытайся “окрутить” его, чтобы не получилось осквернения Имени Творца (хилуль Ашем) — дискредитации еврейского народа в глазах окружающих.»

Давайте немного задумаемся над вышесказанным. Представим себе, что перед нами подросток-сирота. Его выгнали за плохое поведение из одного интерната, потом из другого заведения, и в конце концов он оказался на улице. Его покойный отец был хорошим евреем, соблюдающим заповеди, дедушка был известным и уважаемым раввином. А внук — растет беспризорником, связался с дурной компанией, набрал долгов, и, не имея другого выбора — продал себя в рабство. И кто же поймал его в свои сети? Сектанты-миссионеры! Их пастор купил его, чтобы тот прислуживал в церкви. Не то чтобы крестился — а просто убирал, чистил, рубил дрова и носил воду. Именно про эту ситуацию говорит Тора в Ваикра 25:47: «И если пришелец или поселенец твой достигнет достатка у тебя, а брат твой обеднеет пред ним и продастся пришельцу, поселенцу у тебя, или выселенцу из семьи пришельца, То после продажи пусть совершится выкуп его; один из братьев его должен выкупить его». «Выселенцу из семьи пришельца» — это продажа себя идолопоклонству как таковому — прислуживать ему, рубить дрова и носить воду.

Но злой умысел миссионеров ясен. Парню 15 лет, до юбилейного года — 45 лет. Эти годы он проведет в церкви, в доме пастора, у него на кухне… Юноша легкомысленен и станет легкой добычей для миссионеров.

Но друзья и знакомые его дедушки, известного раввина, узнали об этом и пришли в ужас. Они объявили сбор средств для спасения мальчика и собрали сумму, достаточную для выкупа двадцати лет рабства. Через двадцать пять лет он освободится. Но тогда уже будет слишком поздно! Они еще раз собрали деньги, и на этот раз их оказалось достаточно, чтобы выкупить еще десять лет. Осталось пятнадцать лет в рабстве.

И тут кто-то предложил идею: «Дайте мне имеющиеся деньги, и я освобожу парня прямо сегодня. Освободим его и позаботимся о нем. Пошлем его в ешиву, будем обучать его Торе, женим на хорошей еврейской девушке и спасем его и его потомство!»

«Как же ты это сделаешь?» — спросили его. Ведь денег недостаточно!

«Очень просто», — отвечает он, — «Я скажу пастору, что произошла ошибка в подсчете, юбилейный год должен выпасть не через сорок пять, а через тридцать лет, и следует отпустить юношу немедленно. Я заморочу ему голову, и пока он придет в себя — вольная уже будет подписана и парень будет на свободе!»

«Ура!» — закричали все, — «какая гениальная мысль!»

Но вдруг встает один из присутствующих и говорит: «Нет, друзья мои! Это запрещено! Да, верно, мы хотим спасти еврейскую душу. И верно, что здесь мы имеем дело со злодеем, который хочет поймать его в свои сети и заманить в свою секту. Все верно, но Тора запрещает это!»

«Почему?» — все спрашивают, — «где это запрещено, и почему?»

И он читает им слова Раши: «не пытайся “окрутить” его, чтобы не получилось осквернения Имени Творца», дискредитации еврейского народа и Б-га Израиля в глазах людей.

Все правильные расчеты, и спасение еврейской души — на одной чаше весов, а осквернение имени Творца, когда нееврей поймет, что его обманули — над другой чаше; и даже относительная вероятность осквернения Имени — перевешивает!

Почему же? Ибо весь мир создан ради славы Небес. «Все, что сотворил Всевышний в Своем мире — ради славы Своей сотворил». И она перевешивает.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.